Про большую часть уличных фотографий на самом деле написать нечего, потому как они все имеют примерно одинаковую историю. «Автор ходил по улице в надежде, вдруг что произойдет, но ничего не происходило. В один миг он почувствовал: что-то вот-вот должно случиться, поднял камеру, и тут в кадр вбежала собачка, припрыгала девочка на одной ноге, влетела птичка, мышка прибежала, хвостиком махнула — ненужное подчеркнуть. После — опять ничего». Если смотреть поверхностно, все ровно так и выглядит. Но именно эта фотография, мне кажется, — хороший повод заглянуть немного, совсем чуть-чуть глубже.
Существует огромное количество определений того, что такое уличная фотография. Лично для меня это такая игра, суть которой идеально описывает фраза из русской народной сказки: «пойди туда, не знаю куда, принеси то, черт знает что». Именно в таком варианте, с чертом, а не нейтральное «то, не знаю что», как в причесанном официальном варианте. Поскольку суть как раз в том, что без помощи этого самого черта (или бога, или создателя сновидений, или перводвижителя всего, или коллективного бессознательного) ничего не получится. Как сказал замечательный индийский фотограф Рагу Рей, «если в игру не вмешается сверхъестественное, фотография остается настолько хороша, насколько может быть хороша информация». Иначе говоря, игра заключается в поиске и установлении контакта с неким волшебным помощником, неважно, как он называется. И если контакт установлен, тогда все получается, — оказываешься в нужном месте в нужное время, за мгновение до того, как произойдет что-то интересное, понимаешь, куда надо смотреть, и кадр складывается как бы сам собой. А если контакта нет — можешь хоть весь день проходить вообще без толку.
Можно на это посмотреть с несколько другой стороны. С точки зрения процессуально-ориентированной психологии, одного из современных пост-юнгианских направлений психологии, не вполне правильно говорить, что мы днем бодрствуем, а ночью спим и видим сны. Мы постоянно находимся в контакте со сновидением, и если ночью это выражается в содержании снов, то днем эта сила формирует наше восприятие, — то, каким именно образом мы фильтруем поступающие из внешнего мира сигналы. Мы склонны разделять эти состояния, ночное сознание забывает дневное, а дневное маргинализирует ночное. Тем не менее это проявления одной и той же энергии.
Более того, основатель процессуальной работы Арнольд Минделл показывает в своих работах, как эта энергия, великое сновидение, проявляется в нашей жизни через едва заметные восприятия, которые мы обычно не успеваем осознать, и тут же забываем, что они произошли. Минделл называет такие восприятия «вспышками-заигрываниями». Если обращать внимание на подобные «заигрывания», утверждает Минделл, можно установить более глубокий контакт с собственной сущностью и понять природу своих сновидений.
С точки зрения фотографической практики вспышки-заигрывания не менее интересны, чем с точки зрения психологической — похоже, именно работа с ними, намеренная концентрация внимания на едва уловимых, смутных или просто очень коротких восприятиях позволяет получать своего рода «подарки» от «сверхъестественной силы», о коих я упоминал выше. И если попытаться рассказать историю этой фотографии процессуальным языком, она будет выглядеть так: этот перекресток и этот столб с красной кнопкой заигрывали со мной, подавая сигналы, что здесь есть потенциал хорошего снимка. Ритм рук, тянущихся, чтобы нажать кнопку перехода, желтая табличка, тени на асфальте, красная дверь «Макдональдса» — все как бы говорило: «останься с нами, посмотри, что будет дальше». И действительно, после того, как я услышал этот тихий голос и занял правильную наблюдательную позицию, не прошло и пяти минут, как все сложилось так, как вы видите на снимке.
© Bleek Magazine. Текст: Илья Штуца