Если оставить в стороне драмы в стиле Ромео и Джульетты, любовь можно найти в каждом проживаемом нами дне. Именно это постоянно советуют делать психологи и именно такой любви не устают посвящать свои работы фотографы и художники из разных стран и культур. Продолжая серию текстов о любви в фотографии, Ольга Бубич пересчитывает оттенки повседневной жизни

любовь

© Яна Романова, из серии «Ожидание»

«All is full of love»
Bjork

В поле проблематики современной фотографии отдельную главу отводят проектам, фиксирующим ситуации и эмоции повседневной жизни. Заимствуя у любителей стиль и методы съемки, визуальные исследователи обращают внимание на окружающую их реальность и выстраивают нарратив, в котором главными героями оказываются вещи настолько привычные, что чаще всего вовлеченные в проживаемость будней люди их просто не замечают. Такие фотографы отнюдь не пытаются подчистить или приукрасить свою «пену дней» — проекты, над которыми они работают, передают реальность во всей ее простоте и банальности. И именно тогда в ней удивительным образом начинают сквозить чувства.

Пионером в использовании формальных приёмов любительской съемки для разговора о частной жизни, полной как любви, так и боли, несомненно, является американка Нан Голдин.

С конца 1970-х Голдин занимается пополнением экстремальных визуальных хроник своего круга: в ее работах зритель с головой окунается в бурную жизнь сексуально раскрепощенной молодежи, экспериментирующей в поисках себя с запрещенными веществами, свободной, одержимой диким желанием на полную катушку прожить каждый момент жизни. Герои снимков американки — ее сексуальные партнеры и близкие друзья, наркоманы и трансвеститы, актеры и художники, представители альтернативной богемы Нью-Йорка. Сама Нан Голдин является неотделимой частью этой среды и снимает ее с максимально близкой как в буквальном, так и в эмоциональном плане дистанции: среди локаций ее съемок – смятые постели, ванны, раздевалки, уборные и клубы. Все они – фрагменты дневника эпохи 1970-х, нового гиперреализма, положившего начало целому направлению в фотожурналистке.    

Первая фотокнига Нан Голдин «Баллада о сексуальной зависимости» была опубликована в 1986 году и вызвала настоящую революцию в фотографии. Снимки, представленные в ней, не предлагали оценки или осмысления запечатленного в них хаоса эмоций и страстей. Далекая от самоцензуры, автор «собрания потерь, баллады о любви» высказывала громкий манифест, заявляя: вот моя жизнь, вот то, чем я живу и что люблю.

Несмотря на демонстрирующие жутковатую изнанку реальности, кажущиеся темными снимки, во многих интервью Нан Голдин соглашается, что ее творчество, прежде всего, о любви и свете. Она признается, что испытывала сильные чувства ко многим героям своих фотографий, вне зависимости от того, фотографировала ли она своих сексуальных партнеров или представителей «третьего пола» — «drag queens» — транссексуалов, смелостью которых в открытой демонстрации собственных фантазий Голдин всегда восхищалась.

«Мне всегда хотелось делать снимки, глядя на которые люди могли бы почувствовать запах пота другого человеческого существа, — рассказывает Нан Голдин, — ощутить эмоции другого человека. И именно это я и делаю своими фотографиями».

любовь

© Анастасия Лазуренко, из серии «Pearly Gates»

Стиль интимного дневника эмоций обрел множество последователей в современной фотографии. Мотивы документации частной жизни без купюр можно найти в творчестве таких фотографов как Ларри Кларк, Нобуёси Араки, Вольфганг Тильманс и других. На постсоветском пространстве с этой темой также работает ряд авторов, среди которых в 2015 году внимание критиков привлек надрывный проект «Pearly Gates» фотографа из Луганска Анастасии Лазуренко.

О проекте Анастасии Лазуренко, посвященном любви, сексуальной идентичности и женской красоте, писали «FKMAGAZINE», «Art-Magazin», «The Wild Magazine» и «i-D». На 2016 год запланирована публикация одноименной фотокниги Анастасии в издательстве знаменитого испанского дизайнера Хавьера Фернандеса Фуентеса «Centerfold Editions».

Майский выпуск «British Journal of Photography» опубликовал часть проекта украинского автора с ее комментариями об истории и идее серии «Pearly Gates» — пятилетнем дневнике из черно-белых и цветных снимков с обнаженными девушками, снятыми в повседневной обстановке, на фоне неубранных постелей, среди беспорядка вещей в тесных комнатах или в случайных городских пейзажах.

любовь

© Анастасия Лазуренко, из серии «Pearly Gates»

Анастасия Лазуренко посвящает свой проект Валерии Кошкиной – «невероятно яркой и харизматичной фее-инопланетянке», которая так и не смогла вылечиться от анорексии. После смерти девушки, фотографа охватило, по ее собственному признанию, сильное чувство вины за то, «как все мы, восхваляя культ худых фигур моделей, молчаливо поддерживаем фальшивые деструктивные стереотипы красоты». Так Анастасия приняла решение никогда больше не подвергать компьютерной обработке свои фотографии и сделать основной темой творчества «секс, энергию свободы, интимности и любви».

Все четыре слагаемых в «Pearly Gates» действительно присутствуют: девушки с внешностями, которые можно смело назвать «модельными», существуют в пространстве кадра в очень немодельном контексте, от которого Анастасия Лазуренко намеренно уходит. Техническая сторона съемки – отсутствие четкости, неряшливость композиции, пересветы, случайные блики, подчеркнутое любительство – идеально сочетаются с представлением настоящей, чистой красоты, не тронутой попытками соответствовать навязанным стандартам. 

Анастасия комментирует: «Я показываю, что значит быть свободной душой. Ваш пол, конечно, определяет то, как вы относитесь к миру, к вашему окружению, к вашему способу мышления. Я верю в Ведическую философию женственности. Женщина – это любовь – наивысшее состояние. Женщины на моих фотографиях поняли это и честно этим поделились.

Во имя любви люди оказываются в самых немыслимых ситуациях, но без саморазвития и попыток понять себя мы все изнутри мертвы. «Pearly Gates» — проект о честности, прежде всего, к самой себе. Я исследую сексуальность и пытаюсь понять, что же скрывается за клише и стереотипами в отношении понятия «сексуальный». 

любовь

© Алексей Наумчик, из серии «Мы никогда не станем старше»

Честность, простота в представлении повседневности и, несомненно, любовь могли бы быть тэгами еще одного проекта из постсоветского региона, о котором много говорили в 2015 году. Если такие молодые фотографы как Анастасия Лазуренко, Александр Седельников, Александр Веледимович и Алексей Наумчик работают над «дневниковыми» проектами от первого лица, то другие авторы предпочитают наблюдение за своими героями на более безопасном расстоянии. Пример проекта из этой категории — «Ожидание» Яны Романовой, типология спящих российских пар, в 2015 году увидевшая свет и в формате книги.

Сама Яна часто называет проект вирусным, имея в виду скорость и географию разлетевшихся по всемирной паутине снимков. Аудитория из самых разных стран мира быстро вовлеклась в игру, позволившую им с помощью фотографий автора из Петербурга заглянуть в повседневную жизнь молодых пар, ожидающих рождения ребенка. Самым увлекательным оказалось то, что зритель получил возможность не только оценить бытовые условия жизни россиян, но и понаблюдать за ними в один из самых интимных моментов жизни каждого из нас — во время сна. 

любовь

© Яна Романова, из серии «Ожидание»

Проект, снятый с высоты стремянки в сонной полудреме питерских белых ночей, оказался настоящей китайской шкатулкой. Многоуровневое дно секретов открывало внимательным зрителям с десяток отдельных классификаций: листая только что вышедшую из типографии фотокнигу «Ожидание», можно часами рассматривать рисунки на постельном белье, одежду, которую пары используют для сна, тапочки, вещи, разложенные на прикроватном столике, и, конечно, геометрию поз спящих людей.

Следуя за оригинальной идеей, Яне Романовой удалось собрать и представить широкой публике богатый материал для культурного, социологического и визуального анализа российской повседневности начала XXI века. А тот факт, что на снимках запечатлены спящие в удобных для них расслабленных позах пары в ожидании ребенка, дает будущим исследователями еще один очень важный параметр для анализа. 

Ведь именно так в российских нулевых, среди пестрых пододеяльников, пластиковых шлепанцев и пушистых котов, и выглядит спящая беззаботным сном любовь.

В современном мире, с переносом огромной доли коммуникации из кухни в пространство интернета, большую популярность приобрели онлайн проекты, которые часто начинались почти случайно, в формате блога «для друзей», с простых фотографий окружающих автора вещей и людей. Повседневные маленькие радости из будней блоггеров, которых ты вряд ли когда-либо встретишь в реальности, могли неожиданным образом привлечь море невидимых поклонников из самых разных уголков планеты. Так чуткость, наблюдательность и желание разделить приятные эмоции с безграничной аудиторией интернет-сообщества становятся залогом долгоиграющего проекта, превращая атмосферные зарисовки в материал для популярной фотокниги.

Именно такая история успеха случилась с парой американских художниц Марией Александрой Веттес и Стефани Конгдон Барнс. Живущие в разных штатах Америки и никогда не видевшие друг друга в реальной жизни, они познакомились в сети и решили ежедневно обмениваться фотографиями, сделанными до полудня. Карточки художницы помещали в совместный онлайн блог «3191» — именно это количество миль отделяло два города под одним и тем же названием Портленд в штатах Орегон и Мэн. В течение года милое упражнение для двоих выросло в настоящий календарь очень теплых настроений – источник личных вдохновений, любви и радостей повседневности. Онлайн блог обрел массу поклонников, а снимки впоследствии были опубликованы в двух фотокнигах «Год, состоящий из утр» и «Год, состоящий из вечеров».

любовь

Разворот книги Марии Александры Веттес и Стефани Конгдон Барнс «Год, состоящий из утр»

Настоящим сборником психотерапевтических упражнений по развитию способности эмпатии и любви стал проект американской художницы и перформера Миранды Джулай «Учась любить тебя больше». Вместе с коллегой Харрелом Флетчером Миранда разработала специальный сайт, на который начала еженедельно выкладывать задания «про и для других людей». Художница рассказывает, что одной из целей проекта стало желание обратить внимание незнакомцев на простые и, на первый взгляд, неважные вещи, которые редко становятся частью фотографических архивов.

За время существования сайта на 65 творческих заданий было получено более 8 000 отчетов. Незнакомцы из разных концов Америки с оптимизмом выполняли домашнюю работу по воспитанию любви: они фотографировали целующихся родителей (задание 39), незнакомцев, держащихся за руки (задание 30), вырезали и развешивали в самых неожиданных местах «воодушевляющие лозунги» (задание 63), учились снимать желания своих друзей (задание 56) и соединять на теле другого человека созвездия из родинок (задание 9).

Безымянная публика искренне откликнулась на призыв Миранды Джулай а по мере накопления онлайн архива с любительскими фотокарточками, документирующими результаты странных заданий, в мире, определенно, становилось больше любви.   

Исландская исполнительница и звезда фильма Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» Бьорк спела когда-то: «Все наполнено любовью». Сегодня, в хаосе войн и ненависти, мир как никогда нуждается в приятии, человечности и любви, которые должны прийти на смену диктуемым извне искусственным стандартам, работающим по правилами маркетинга, а не психологии. Нам стоит иногда замедлять безумный ход течения наших будней и обращать внимание на простые вещи, которыми изо дня в день наполнены наши жизни. Любовь – это ведь далеко не только великие поступки и громкие жертвы. Исландская певица права: любовью уже наполнено все вокруг, стоит только быть чуточку внимательнее и эти простые вещи рассмотреть.

Самое светлое из чувств может незаметно прятаться в чашке кофе, приготовленной супругой, в неубранной теплой постели, в спонтанном объятии подруги детства, случайно встретившейся на улице. И настоящим чудом является то, что все эти моменты любви нам позволяет запомнить фотография.

© Bleek Magazine. Текст: Ольга Бубич.

Send this to a friend