Сергей Строителев, куратор и преподаватель, о выставке работ своих студентов, открывшейся в галерее «Фотографика»

Свой творческий путь я начал как документальный фотограф, но в определенный момент ощутил потребность в экспериментировании. Дело в том, что стремление снимать в одном стиле ограничивает возможности автора, — вот мое глубокое убеждение. Конечно, во многом это коммерческий вопрос: чтобы быть узнаваемыми на художественном рынке, фотографы работают над своей стилистикой в течение десятилетий. Но, на мой взгляд, в сегодняшнем мире, наполненном миллионами изображений, такой подход скучен. Мы действительно уже видели все.

Я пытаюсь найти уникальный визуальный язык для каждой фотоистории. Безусловно, это подразумевает использование художественных приемов в документальной фотографии, включая серьезную пост-обработку, коллаж, определенные манипуляции с «найденной» фотографией. Все перечисленные способы, я считаю, можно и нужно использовать, если они позволяют сказать нечто большее. Мы не должны ограничивать себя, ведь речь идет об искусстве, а не о математике.

выставка сбой

Виталий Северов, из проекта «Ephemeral distortion». Предоставлено Академией «Фотографика»

Методы, которые я описал выше, говоря о своей личной практике фотографа, я применял и в процессе обучения студентов Академии «Фотографика» в рамках авторского курса «Фотография без стереотипов», входящего в программу двухгодичного обучения в Академии. В течение двух месяцев студенты учились находить необычное в обычном, преодолевать стереотипы и создавать такие работы, которые, в первую очередь, удивили бы их самих.

Была выбрана общая тема — «Сбой». В продолжение всего курса каждый интерпретировал эту тему в соответствии с собственными ассоциациями. Мы рисовали на отпечатках, делали коллажи, намеренно портили изображения, пытаясь «разрушить» общепринятые догмы фотографии. Одноименная выставка позволила подвести итоги обучения на курсе. Мы попытались «раскрыть» выставочные проекты, используя и пространство, и различные «артефакты», видео-инсталляции, аудио и т.п. Некоторые наши проекты, например, требуют активное участие зрителей.

выставка сбой

Елена Алаева из проекта «Нереальная Реальность». Предоставлено Академией «Фотографика»

Я думаю, фотография, как и сама жизнь, полна ошибок, сбоев. Любые ошибки помогают накапливать опыт и двигаться дальше. Когда человек совершает ошибку, он покидает зону комфорта, — это вынуждает его обрести необходимый эмоциональный багаж для творчества, поскольку художник не может периодически не испытывать дискомфорт и напряжение. В результате наших занятий система взглядов каждого студента «претерпела неудачу»: они свернули с привычного пути в фотографии и стали экспериментировать. Что и являлось главной целью курса.

Лично для меня «неудача» — потребность в постоянном, намеренном сломе собственных стереотипов. Это очень трудно, поскольку люди окружают себя различными ритуалами. Каждый человек живет в системе графиков и расписаний. Однако, порой (и особенно на пути в искусстве) нужно позволить себе пойти другим путем, чтобы удивить и себя самого, и зрителей. Необходимо покинуть зону комфорта.

выставка сбой

Светлана Булатова из проекта «Мара». Предоставлено Академией «Фотографика»

Одна из самых значительных работ на этой выставке, с моей точки зрения, — «Коррупция» Антона Смуглиенко. Антон использовал изображения публичных персон, допустивших в жизни, по мнению автора, серьезные ошибки. Открыв файлы фотографий в текстовом редакторе, Антон «впечатал» код ошибки в исходные изображения, — тем самым «испортив» их. Затем он сохранил файлы, дав таким образом им шанс, «простив» их и как бы утверждая, что люди так же заслуживают прощения. В итоге Антон создал огромную мозаику в виде фигуры Иисуса Христа, объединившую около 2000 «испорченных» фотографий (выставочный размер произведения — 2 метра). Первоначально при создании арт-объекта планировалось использовать изображения 33 людей (количество кадров, соответствующее возрасту распятого Христа). Однако позже Антон остановился на 32 фотографиях, включив вместо последнего элемента зеркало — так, чтобы зритель видел в нем собственное отражение и в итоге сам становился частью композиции. Работа Антона Смуглиенко выполнена на отлично, и каждая деталь в ней имеет значение.

выставка сбой

Антон Смуглиенко из проекта «Коррупция». Предоставлено Академией «Фотографика»

«СБОЙ»

Выставка работ студентов «Фотографики», сделанных в рамках курса Сергея Строителева «Фотография без стереотипов»

Куратор: Сергей Строителев

Участники выставки: Елена Алаева, Светлана Булатова, Арте Гаше, Михаил Крылов, Александр Любомирский, Марина Митасова, Виталий Северов, Антон Смуглиенко, Андрей Стеганцев, Аюна Шагдурова, Вероника Якуба.

Адрес: Санкт-Петербург, Лиговский 25
Галерея «Фотографика»
(вход с пер. Ульяны Громовой, первая арка, код 2945В)
Телефон: (812) 981-2945.

Вход свободный!

Выставка открыта: c 14 января по 14 марта ежедневно с 12-00 до 19-00

© Bleek Magazine. Текст: Сергей Строителев.

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны. Оставляйте комментарии — мы любим общение.

Send this to a friend