Катерина Белкина «Constant»

Катерина Белкина

Фото: Катерина Белкина «Constant» 2015. Предоставлено автором

Настоящее, в котором я живу, мне привычно, понятно. Далекое прошлое же существует для меня по большей части лишь в контексте искусства. И я делаю попытку объединения. Язык повествования часто выбираю традиционный, а вот костюмы, характеры и место — современные. Обычно я использую фотографию лишь как базовый материал. Совмещая фото и цифровую живопись, получаю тот самый микс, не побоюсь этого слово медиа. Золотую середину между реальным и вымышленным. Это созвучно с тем, как мы мыслим, фантазируем.

Мне очень нравится использовать классический инструментарий: свет, цвет, язык жестов, композиционные решения. Все эти вещи наш мозг считывает и принимает мгновенно, так как они традиционны и в них – концентрированная мудрость и знание. Это как код к пониманию многих вещей. А я так люблю сочетать традицию и современность. Поэтому в один прекрасный день мне захотелось сделать проект на тему неоренеcсанса. Может показаться, что основная тема новой серии – материнство. Но то лишь символика. Родитель и ребенок – своего рода символ отношений человека с жизнью. Главная же идея – про возвращение человечества к духовному, спиритуальному. И все же Ренессанс подсказал мне язык, но не тему. А тема уже жила во мне. Образы всех работ возникали один за другим. Будучи на тот момент кормящей матерью, я очень хорошо прочувствовала влияние природных инстинктов и химических процессов. Ты перестаешь принадлежать себе и в мыслях, и в действиях, так велика наша зависимость от инстинктивного, природного. С одной стороны, концепция создавать работу о том, что сейчас происходит в тебе и твоей жизни, логична и предсказуема, но с другой – всегда действую интуитивно в плане ловли нужных мне идей и мыслей. В данном случае ко мне пришел уже готовый образ. И он существовал века до меня. И хотя само по себе изображение Мадонны так растиражировано, тем не менее оно не становится менее актуальным или надоевшим. Я лишь рассказала, как я это увидела: образ матери с младенцем на руках, но в моей работе мать и дочь обе – взрослые женщины.

Катерина Белкина

Леонардо да Винчи, The Virgin and Child with St. Anne

Композиция из женских фигур – одна у другой на руках – уже существует. Я вдохновилась шедевром Леонардо The Virgin and Child with St. Anne, где Мария сидит на коленях Анны, а сама как бы выпускает из рук маленького Христа. В моей работе мать стережет сон уже взрослой дочери, так как дочь для нее навсегда младенец. Такие взаимоотношения свойственны нашей эпохе. Мне хотелось поместить их в открытое, но в то же время «урбанистическое» пространство, и я поняла, что нужно снимать вне дома. Эту идею «диктовала» композиция: требовалось много места для расположения аж двух фигур целиком.

Съемки решено было провести на крыше здания в центре Берлина. У меня оставалось лишь полчаса, чтобы поймать нужное закатное освещение. Обычно в своих работах я же сама являюсь моделью. Иногда снимаю на автоспуске, иногда прошу мне ассистировать. Это каждый раз невероятно сложно – быть по обе стороны камеры, так как я не могу контролировать процесс и композицию полностью. Мне помогали ассистенты. И вся моя семья была со мной на крыше в этот момент, включая полугодовалую дочь. Задача усложнялась присутствием не одной, а двух фигур в кадре. Это всегда означает наличие большого количества деталей: кисти рук, ступни, волосы — все должно принять нужное правильное положение. Но мы справились! Единственная неудача возникла из-за сильно ветреной погоды. Ветер трепал и путал волосы моделей: мои и дочери. Потом, при постобработке, мне пришлось фактически отрисовать волосы вручную. Но это не первый случай в моей практике. В нормальной ситуации, когда ты располагаешь временем, можно и переснять. Но когда ты мама полугодовалого малыша, то со временем у тебя проблема. И с ресурсами внутренними. Поэтому каждая съемка может быть только один раз, и она должна состояться.

Катерина Белкина

Бэкстейдж съемки. Предоставлено автором

При постобработке я не хотела сильно монтировать. Было желание лишь немного изменить перспективу. Я так иногда делаю: бэкграунд и объект снимаю чуть с разных углов наклона, а потом монтирую вместе, это дает эффект такого средневекового изображения перспективы, где она как бы слегка нарушена. Мне этот прием очень нравится. Надо было снять и нас, и вид города. Что я и сделала. Позже, при монтаже, я заменила бэкграунд с видом Берлина на московский. Так как первый абсолютно дисгармонировал с задумкой. Москва как нельзя лучше создает образ именно современного напряженного городского пейзажа. Мираж большого города, огромного строгого мира. Берлин оказался слишком теплым и приветливым для этой работы. Кроме того, в нем есть одна особенность, которая превращается в сложность. Он, как бы правильней охарактеризовать, эклектичен и неоднороден. Москва в центре тоже имеет такую особенность, но чуть дальше от центра начинается потрясающая однородная фактура. По-своему красивая и впечатляющая.

Катерина Белкина

Бэкстейдж съемки. Предоставлено автором

После каждой съемки следует процесс обработки. Сначала монтаж, а потом я рисую в верхнем слое, и пользуюсь инструментом «кисть» в графическом редакторе, как если бы я писала маслом поверх существующего изображения. Меняю тон, накладываю цветные рефлексы, блики. Кистью же добавляю глубину за счет света и тени. На окончательном этапе я дорабатываю самые мелкие детали: отрисовываю волосы, складки одежды, дорабатываю руки. Все это делает работу рукотворной и менее фотографичной. Позволяет мне создать уникальную атмосферу, ту картинку что я вижу в своей голове.

Так как фигура лежащей дочери одета в белое и находится на переднем плане, то визуально она выглядит крупнее. Это тоже своего рода символичное решение. Наступает момент в нашей жизни, когда мы отходим на второй план и даем дорогу нашему продолжению. Этот момент так же очень волнителен для родителя, может быть, не меньше, чем момент самого рождения. Потому что не за горами пора расставания, когда ты отпускаешь свое дитя во взрослую жизнь. Но всегда ты будешь чувствовать эту связь, как тогда, когда держала крохотного младенца в своих руках.

Катерина Белкина

Фрагмент работы Катерины Белкиной «Constant». Предоставлено автором


© Bleek Magazine. Текст: Катерина Белкина.

Send this to a friend