Илья Штуца «Красная кнопка»

илья штуца

Илья Штуца «Красная кнопка». Предоставлено автором

Про большую часть уличных фотографий на самом деле написать нечего, потому как они все имеют примерно одинаковую историю. «Автор ходил по улице в надежде, вдруг что произойдет, но ничего не происходило. В один миг он почувствовал: что-то вот-вот должно случиться, поднял камеру, и тут в кадр вбежала собачка, припрыгала девочка на одной ноге, влетела птичка, мышка прибежала, хвостиком махнула — ненужное подчеркнуть. После — опять ничего». Если смотреть поверхностно, все ровно так и выглядит. Но именно эта фотография, мне кажется, — хороший повод заглянуть немного, совсем чуть-чуть глубже.

Существует огромное количество определений того, что такое уличная фотография. Лично для меня это такая игра, суть которой идеально описывает фраза из русской народной сказки: «пойди туда, не знаю куда, принеси то, черт знает что». Именно в таком варианте, с чертом, а не нейтральное «то, не знаю что», как в причесанном официальном варианте. Поскольку суть как раз в том, что без помощи этого самого черта (или бога, или создателя сновидений, или перводвижителя всего, или коллективного бессознательного) ничего не получится. Как сказал замечательный индийский фотограф Рагу Рей, «если в игру не вмешается сверхъестественное, фотография остается настолько хороша, насколько может быть хороша информация». Иначе говоря, игра заключается в поиске и установлении контакта с неким волшебным помощником, неважно, как он называется. И если контакт установлен, тогда все получается, — оказываешься в нужном месте в нужное время, за мгновение до того, как произойдет что-то интересное, понимаешь, куда надо смотреть, и кадр складывается как бы сам собой. А если контакта нет — можешь хоть весь день проходить вообще без толку.

Можно на это посмотреть с несколько другой стороны. С точки зрения процессуально-ориентированной психологии, одного из современных пост-юнгианских направлений психологии, не вполне правильно говорить, что мы днем бодрствуем, а ночью спим и видим сны. Мы постоянно находимся в контакте со сновидением, и если ночью это выражается в содержании снов, то днем эта сила формирует наше восприятие, — то, каким именно образом мы фильтруем поступающие из внешнего мира сигналы. Мы склонны разделять эти состояния, ночное сознание забывает дневное, а дневное маргинализирует ночное. Тем не менее это проявления одной и той же энергии.

Более того, основатель процессуальной работы Арнольд Минделл показывает в своих работах, как эта энергия, великое сновидение, проявляется в нашей жизни через едва заметные восприятия, которые мы обычно не успеваем осознать, и тут же забываем, что они произошли. Минделл называет такие восприятия «вспышками-заигрываниями». Если обращать внимание на подобные «заигрывания», утверждает Минделл, можно установить более глубокий контакт с собственной сущностью и понять природу своих сновидений.

С точки зрения фотографической практики вспышки-заигрывания не менее интересны, чем с точки зрения психологической — похоже, именно работа с ними, намеренная концентрация внимания на едва уловимых, смутных или просто очень коротких восприятиях позволяет получать своего рода «подарки» от «сверхъестественной силы», о коих я упоминал выше. И если попытаться рассказать историю этой фотографии процессуальным языком, она будет выглядеть так: этот перекресток и этот столб с красной кнопкой заигрывали со мной, подавая сигналы, что здесь есть потенциал хорошего снимка. Ритм рук, тянущихся, чтобы нажать кнопку перехода, желтая табличка, тени на асфальте, красная дверь «Макдональдса» — все как бы говорило: «останься с нами, посмотри, что будет дальше». И действительно, после того, как я услышал этот тихий голос и занял правильную наблюдательную позицию, не прошло и пяти минут, как все сложилось так, как вы видите на снимке.

© Bleek Magazine. Текст: Илья Штуца


Send this to a friend