Весной 2013 года Российская государственная библиотека впервые в истории провела экскурсию в книгохранилище. Около двухсот счастливчиков, успевших подать заявки на участие в этом эксперименте, побывали в самых недрах «Ленинки» и посмотрели, как устроена главная библиотека страны.

Студентам же Московской Школы Фотографии имени Родченко повезло ещё больше. Молодые фотографы и видеохудожники получили свободный доступ в любые уголки «Ленинки», и каждому было предложено сделать свои персональные проекты, связанные с этим своеобразным местом. Я попал в их число.

До этого мне не часто приходилось бывать в библиотеках. Дело в том, что в школьные годы я жил с отцом, большим книголюбом, и наш дом был буквально завален огромным количеством книг, а если всё-таки чего-то в домашней библиотеке не находилось, для отца не составляло труда раздобыть любую книгу. В годы учёбы в институте (кстати, потраченные впустую), мне было совсем не до чтения. Я занимался экстремальным спортом, думал только об этом и читал катастрофически мало.

Поэтому, при упоминании словосочетания «Российская Государственная Библиотека» у меня не возникло ровным счётом никаких воспоминаний и ассоциаций, впрочем, как и интереса к этому месту.

Но после первого же попадания в закулисье «Ленинки», моё отношение к ней в корне поменялось.  Я был очарован атмосферой этого «заповедника эпохи», его масштабами, роскошью и сложностью внутреннего устройства.

В процессе работы у меня наметилось два вектора развития проекта:

Во-первых, я решил больше сконцентрироваться на визуальной составляющей и попытаться с помощью света и цвета немного сгустить краски, чтобы через изображение передать богатство фактуры и местами болезнено-странную атмосферу этого места.

Во-вторых, после общения с множеством сотрудников, я нащупал и основную смысловую канву, которую попытался отразить в своей работе.

Это конфликт старого и нового, людей из ушедшей советской эпохи и неотвратимо наступающих новых технологий.

С одной стороны, в библиотеке имеются невероятно сложные «аналоговые» системы обработки заказов, которые не менялись с момента открытия Библиотеки. Например, такие технологические атавизмы, как пневмопочта и карточные каталоги.

Читательские заказы упаковываются в специальные колбы, которые со свистом путешествуют по проложенным по всему зданию трубкам-каналам. Когда работники книгохранилища получают колбу, они находят нужные книги и с помощью вертикального транспортёра доставляют их на второй ярус, откуда на качелях цепного конвейера они отправляются непосредственно в читальные залы.

Всего в книгохранилище 19 этажей. Самые ценные коллекции находятся на верхнем ярусе, куда можно подняться только пешком, так как лифт туда не доходит. Иногда читатели жалуются, что книги с 19 яруса могут доставлять несколько дней, вместо 2-х часов.

Несмотря на то, что обслуживание таких сложных механических систем требует больших трудозатрат, а скорость обработки заказов очень низкая, внедрение новых «цифровых» систем обработки информации вызывает проблемы другого рода, связанные с возрастом сотрудников и их приспособляемости к современным способам работы.

Подтверждение своим наблюдениям я нашёл в интервью с генеральным директором Библиотеки А.И. Вислым:

«Библиотека — слово женского рода. Значит, пенсионный возраст — 55 лет. Получается, РГБ выйдет на пенсию через 7-8 лет, когда средний возраст превысит 55 лет. Идет сокращение персонала, причем там, где персонал нужен, — в обслуживании читателей. Другая сторона этой же самой проблемы — женщины, которые работают в читальных залах, где уже везде стоят компьютеры. Им по 50-60 лет, они этот компьютер увидели только 3-5 лет назад. Соответственно, их уровень владения техникой крайне невысок. А к ним приходят студенты 18—20 лет, которые с детства сидят за компьютером, в Интернете. И появляется абсолютно очевидный разрыв.»

Конечно такой контингент сотрудников вносит свою лепту и во внутреннее убранство рабочих пространств. Несмотря на строгие запреты, женщины украшают свои рабочие места бесчисленными статуэтками, мягкими игрушками, иконами и плакатами с котятками всех мастей. Некоторые даже умудряются содержать настоящих кошек, тщательно скрывая их в далёких уголках книжных лабиринтов.

Рождаются в стенах библиотеки и свои пропитанные мистикой легенды, самая популярная из которых повествует о блуждающем среди стеллажей с книгами духе библиографа Николая Рубакина, который подарил «Ленинке» огромную коллекцию книг. Говорят, однажды вечером, когда сотрудница доставала книгу из рубакинского собрания, дверь в хранилище открылась и закрылась сама собой, как будто зашел кто-то невидимый. Так же ходят слухи, что часть праха Рубакина перенесли в библиотеку — поближе к любимой коллекции покойного.

Среди посетителей «Ленинки» очень много пожилых и совсем старых людей. Есть очень странные завсегдатаи, и даже местные городские сумасшедшие.

Частая картина в «Ленинке» – спящие посетители, и не просто дремлющие, а именно спящие часами. Спать в коридорах на диванах и просто в читальном зале прямо на открытой книге – обычное дело. Видимо, это связано с тем, что книги взять с собой нельзя, а тихая уютная атмосфера,  прямо скажем, не располагает к многочасовому бодрствованию.

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

© Bleek Magazine. Текст и изображения: Дмитрий Лукьянов.

Персональный сайт: www.lookianov.com

Send this to a friend