Эссе Тадао Церна о создании своего проекта «Зона комфорта». О побережье, солнечных ваннах и праздной дремоте в отрыве от окружающего мира

Отдыхая на побережье в один из уикендов, я решил отправиться на общественный пляж, где не бывал с детства. Оказалось, что, просто рассматривая вещи, которые люди приносят с собой, можно прочесть множество историй. Это открытие меня так вдохновило, что я бросил все, чем занимался на тот момент, и посвятил себя этому новому проекту.

Уже на следующей неделе я вернулся туда со всем необходимым съемочным оборудованием. Самая большая проблема состоит в том, что медиа диктует стандарты того, что является красивым и интересным, а что – нет. В этом проекте мне хотелось показать, что можно рассказывать интересные истории независимо от того, как ты выглядишь.

Я начал работать над этим проектом, потому что меня удивляло то, как конкретное место или обстановка определяет поведение людей. В повседневной жизни мы стараемся скрывать свои физические и психические несовершенства. Однако, оказываясь на пляже, мы вдруг забываем обо всем и начинаем вести себя совершенно иначе. Потому ли это, что все вокруг делают то же самое? Если это так, мне хотелось бы, чтобы те же правила распространялись и за пределы пляжей – люди будут меньше беспокоиться о том, что о них подумают другие. Я верю, что это в свою очередь поможет увидеть, какие мы в действительности разные, интересные и красивые. Чем глубже ты копаешь, тем больше возможностей перед тобой открывается. И чем больше ты задумываешься, тем больше сомневаешься и размышляешь.

Тадао Церн

Во время съемок проекта, Тадао Церн.

Эти снимки не постановочные, люди не подозревали, что я их фотографирую. Я решил фотографировать спящих, потому что это идеально соответствует названию проекта – «Зона комфорта». Весь он о побережье, солнечных ваннах и праздной дремоте в отрыве от окружающего мира. Я не случайно решил включить в проект только те снимки, где у людей закрыты лица – это дает зрителю возможность спокойно и без смущения рассмотреть каждую деталь. Кроме того, это позволяет избежать сопереживания, препятствует установлению контакта между зрителем и персонажем снимка. Кто эти люди – не имеет никакого значения. Детали не только раскрывают их истории, но и позволяют нам встретиться с самими собой.

Что касается стиля – изначально мне хотелось сделать нечто типологическое, что могло бы появиться в какой-нибудь научной книге о пляжах. В то же время я мог бы назвать этот стиль чисто документальным – я пытался избавиться ото всех ненужных эстетических элементов. Есть хорошая поговорка: «Совершенство – это не когда больше нечего добавить, а когда нечего больше убрать». Так что, говоря о «реализме», можно считать, что это было одной из моих задач – я хотел, чтобы фотографии представляли самих себя, а не мое художественное видение.

Мой любимый кадр – с двумя леди. Это был мой первый снимок, и увидев его, я понял, что во что бы то ни стало должен закончить этот проект. Хотя работа над ним сопровождалась стрессами и разочарованиями, теперь я, наконец-то, по-настоящему доволен результатом, которым стала коллекция из 24 крупноформатных отпечатков. Снимки, размещенные в интернете – это только часть проекта, и я надеюсь, что каждому представится шанс увидеть все их на выставках.

Тадао Церн

Выставочный отпечаток, Тадао Церн

Злился ли кто-нибудь? Что ж, к моему собственному удивлению, реакция была противоположной. Вы не имеете права фотографировать детей до 18 лет без разрешения их родителей. Когда я решил сфотографировать ребенка на серебристом покрывале, я подошел к его родителям, объяснил ситуацию, показал некоторые фотографии из проекта, им понравилась идея, и они согласились. Я получаю много комментариев о том, что некоторым людям это кажется ненормальным. В ответ я, как правило, спрашиваю: «Почему нормальным кажется появление обнаженного африканского ребенка в National Geographic?» Ох уж мне эти двойные стандарты.

Однажды я получил письмо от девушки с вопросом, являются ли эти фотографии подлинными… Я ответил «да», и она рассказала, что обнаружила на одной из них своего отца. Позже она подарила ему отпечаток на Рождество. Ему понравилось, он повесил его в спальне.

TADAOCERN-Comfort-Zone-(1) TADAOCERN-Comfort-Zone-(2) TADAOCERN-Comfort-Zone-(3) TADAOCERN-Comfort-Zone-(4) TADAOCERN-Comfort-Zone-(5) TADAOCERN-Comfort-Zone-(6) TADAOCERN-Comfort-Zone-(7) TADAOCERN-Comfort-Zone-(8) TADAOCERN-Comfort-Zone-(11) TADAOCERN-Comfort-Zone-(12) TADAOCERN-Comfort-Zone-(13) TADAOCERN-Comfort-Zone-(14) TADAOCERN-Comfort-Zone-(15) TADAOCERN-Comfort-Zone-(16)

© Изображения и текст: Тадао Церн.

Персональный сайт: www.tadaocern.com

Перевод: Дарья Кузнецова.

Отпечатанные ограниченным тиражом фотографии из проекта «Зона Комфорта» можно приобрести, обратившись к автору через официальный сайт или его страницу на фейсбук.

Send this to a friend