Московский фотограф о тонкостях съемки под водой

Я начала активно снимать в 2009 году, даже уволилась с работы из авиакомпании. До этого был опыт общения только с папиным Зенитом. В 2010 появились, известные ныне, серии “Surrealism”, “Oil”, “Nest”, завоевавшие большое количество наград, выставлявшиеся в разных странах. А также началось мое «погружение» под воду.

Что меня сподвигло? Тщеславие. Случайно увидев работы Зены Холлоуэй, и просмотрев весь материал на тему подводных съемок, я сделала вывод, что в России этим никто не занимается. Бородатых биологов в вязаных шапочках, снимающих подводную флору и фауну, я, конечно же, в расчет не брала. Не та тема. Моя, как известно – это построение кадра, придумывание собственного мира.

И так, я вооружилась необходимым оборудованием, нашла очень глубокий бассейн в Москве и людей, которым это тоже было интересно. Мы очень много практиковались. Я получила сертификат PADI, чтобы снимать в аквалангистском оборудовании. Сначала это были банальные зарисовки на тему «Дева в воде», для понимания поведения оборудования, построения света, движения тела и получения нужного результата. Затем стали приходить мысли по добавлению внутреннего содержания, во всех смыслах – физического и морального. Я имею в виду, что для съемок мной конструировались и устанавливались в воде подводные животные (рыбы, медузы, черепахи и т.д.), облака, самокаты и торты для серии “Underwater Dreams”. К людям крепились деревья, чтобы донести философскую идею серии “Life.Despite”. И даже выпускались живые рыбки.

Многое из того, что было отснято, так и лежит в архиве, потому что по той или иной причине не устроило меня по качеству исполнения. Много отлично плавающих девушек уходило ни с чем, потому что они не смогли преодолеть страх погружения. Но мне все-таки повезло найти «своих» моделей, я благодарна им за их природный талант, за время и за терпение – у меня очень высокие требования к себе и к людям, с которыми я работаю над проектом.

На эту тему могу рассказать кое-что трогательное. Когда я работаю – снимаю – я забываю обо всем. Что холодно или жарко, что я весь день не ела, что я вся в грязи, и тому подобное. Я возвращаюсь в реальность, когда дело сделано. И то, если все удачно. И вот одна из моих любимых моделей, тоже, кстати, Катерина, была приглашена на съемку “Underwater Dreams” в паре с новой девушкой. И у этой девушки ничего не получалось. Чтобы понять, что должно получиться, нужно знать отправные точки. Я надеваю водолазное оборудование, опускаюсь на пару метров под воду в 6 метровом бассейне, предварительно дав определенные инструкции модели и осветителю. Подаю знак, модель должна нырнуть на задержке дыхания и замереть в определенной позе. И так много-много раз пока я не вынырну, чтобы все просмотреть и выдать вердикт: все хорошо или снова в бой. А так как я человек очень эмоциональный, когда что-то получается, я готова всех расцеловать, но когда что-то не выходит, я могу и накричать. А тут было все так неуклюже, что даже кричать не хотелось. Мы пробовали и так, и сяк – не получается у нее ничего, то воздуха не хватает, то «темно и страшно», а нырять нужно было глубоко. В общем, я загрустила и стала мерзнуть. Но молчу, не критикую, даже наоборот, пытаюсь быть милой, давать советы. И тут ко мне подходит Катя, наблюдавшая за всем этим безобразием, и говорит: «Я вижу, ты мерзнуть стала. Не нравится, да?». И в тот момент я подумала, как один человек по ту сторону камеры может чувствовать тебя, того, кто это камерой орудует. Мне стало так хорошо от этого единения, что я попросила ее сделать все то же самое, что мы пытались делать пару часов, и все прошло отлично. Результат моего вдохновения и наших общих усилий вы можете видеть. И это счастье.

“Underwater Tango” снималось немного по-другому, антуража не было, только танцующая пара. С одной стороны было проще, потому что с предметами, закрепленным в воде, нужно научиться работать – это чистая физика – человек ныряя и подплывая к предмету, «двигает» воду, местоположение предмета меняется. А его нужно удержать, оседлать и при этом сделать «правильное» лицо, и чтобы воздуха на все это хватило. Вдвойне сложно, когда из предметов составлена композиция, как на фотографии с самокатом и медузами. Но в Танго была сложность в том, что нужно было взаимодействовать с другим человеком, а это разная физическая подготовка, объем легких, какие-то особенности. Да и просто по отдельности нырнуть и правильно обняться, чтобы показать не только танцевальную фигуру, а какие-то эмоции – это просто фантастика! В проекте принимали участие Наталья и Ефим. Наташа хореограф по образованию, у Ефима не было никакой танцевальной подготовки. Я принесла фотографии тех поз, которые меня вдохновили, сначала они отрабатывали их на суше, затем ныряли и пробовали. И делали это до тех пор, пока не получалось идеально, постоянно сверяясь с тем, что видели на экране. Они, как и я хотели, чтобы все получилось так, как нужно. И не зря – эта серия знаменита на весь мир!

Некоторые подробности по поводу этой съемки. На нескольких снимках на заднем плане видны пузырьки воздуха. Дело в том, что в этом бассейне проходят тренировки аквалангистов, и так совпало, что они пришли в то же время, что и мы. Сначала я расстроилась и ругалась, но взглянув на готовые фотографии, поняла, что это даже к лучшему – так появляется объем, он придает живость. Там, где пузырьков нет — ощущение бездны. Но, наверное, в этом и прелесть, момент определяет кадр.

А еще тоже интересный факт, но он касается всех моих съемок под водой. У меня никогда не было профессионального бокса для камеры, я пользовалась достаточно простеньким пластиковым вариантом, купленным «с рук».  И освещения, мы использовали либо подводные фонарики и освещение самого бассейна для внутреннего света, либо фасадные лампы, держа их над водой, для ощущения дневного верхнего света  – нас, кстати, всех могло поубивать. А так же профессиональных стилистов или мастеров-бутафоров. Все делалось своими руками. Я практически жила в этом бассейне год. Даже ночевала, только тсс, об этом никто не знает . 😉

Кстати, я не рассказала, что вдохновило меня на Подводное Танго. Здесь несколько факторов. В юности мне очень нравилась певица Линда – ее музыка, слова, стиль. И одной из моих любимых песен была «Танец под водой». Так вот, в то время она опять попала в поле моего зрения. Случайно. Но я всегда говорю, что случайностей не бывает. А вторым фактором стала моя любовь к танго. Здесь не может быть никаких комментариев, кто любит, тот поймет. И в какой-то момент в моем воображении, опять благодаря тщеславию, возник этот образ. Никто никогда не делал этого, значит, это должна сделать я.

Happy-B-day

life-despite-fishes

life-despite-tree

Night

turtleride

UT5

UT6

UT7

© Bleek Magazine. Текст и изображения: Катерина Бодрунова.

Персональный сайт: www.theoryofcolour.com

Send this to a friend