«Третье убийство» Хирокадзу Корэ-эда – психологический детектив о тайнах правосудия и хрупкости человеческой души

третье убийство

Оригинальное название: Sandome no satsujin / The third murder

Режиссер: Хирокадзу Корэ-эда
В ролях:
Кодзи Якусё, Масахару Фукуяма, Хиросэ Судзу
Производство: Япония, 2017 
Хронометраж:
125 минут
Жанр:
 Детектив 
Возрастное ограничение:
16+

Премьера: 17 мая 2018 года

Страницы фильма: IMDb, Кинопоиск

Освещенное пламенем от пылающего трупа жертвы, лицо убийцы окровавлено и искажено от переполняющих героя эмоций. Ударами гаечного ключа по голове отсидевший 30 лет бывший заключенный ночью, на берегу реки, на фоне дальних огней высоток мегаполиса убил своего работодателя. Взявшийся за это дело адвокат средних лет, вместе с двумя своими коллегами, старым и молодым, полагает максимально возможным в этом деле лишь спасти убийцу от смертной казни. Подозреваемый в преступлении сознался во всем и теперь лишь остается представить дело как убийство не с целью грабежа, а из каких-то других соображений, это может смягчить неминуемый приговор.

третье убийство

Кадр из фильма «Третье убийство». Предоставлено телевизионным агентством «Русский репортаж»

Хирокадзу Корэ-эда – живой классик японского кино, постановщик преимущественно семейных драм, недавний лауреат Золотой пальмовой ветви за свой новый фильм «Магазинные воришки». В «Третьем убийстве» он предлагает зрителю на первый взгляд типичную юридическую драму, выдающийся поджанр преимущественно американского кинематографа, в котором в зале суда раскрываются не только характеры защиты, обвинения, подсудимых и свидетелей. Под мощным рентгеном точно выстроенных схваток юристов высвечиваются социальные и моральные проблемы общества в целом. Многие фильмы этого поджанра стали забронзовевшей и цитируемой классикой – «Свидетель обвинения», «12 разгневанных», «Вердикт», «Несколько хороших парней», «Мой кузен Винни», «Первобытный страх». Связано это с полнейшей опутанностью всех сторон американской жизни различными юридическими протоколами и живым интересом американцев к букве закона.

третье убийство

Кадр из фильма «Третье убийство». Предоставлено телевизионным агентством «Русский репортаж»

Но даже выглядящий поначалу как типичный американский фильм – в нем есть даже кадры снятые с подлетающего к небоскребам вертолета – «Третье убийство» от истории про загадочного убийцу и бездушных адвокатов сворачивает совсем в другую сторону. Убийца Мисуми (в выдающемся исполнении Кожди Якушо) оказывается человеком с печатью простодушия и спокойствия на лице. Он постоянно путается в показаниях, извиняется перед адвокатом Сигемори (Масахура Фукуяма) и тому, озадаченному поведением подзащитного, ничего не остается, как начать заново копаться в деталях дела.

Подсудимый был ранее осужден за двойной убийство произошедшее где-то на вечно заснеженном острове Хоккайдо, но ехать туда из солнечного офиса ни у кого из сотрудников адвоката желания не возникает. Однако каждый новый поворот в деле, каждое свидание адвоката с подсудимым все глубже и уже на очень личном уровне затягивает адвоката, чья душа уже давно подернулась жирком самодовольства и успокоенности. Сигемори разговаривает с Мисуми через плексигласовое стекло с отверстиями, с его помощью можно видеть и лицо говорящего, и отражение собеседника – постепенно эти лица сближаются, накладываются друг на друга. Юридическое расследование становится сеансом психотерапии для глубоко буржуазного юриста, прочно отгородившегося ото всех своим положением.

третье убийство

Кадр из фильма «Третье убийство». Предоставлено телевизионным агентством «Русский репортаж»

Течение фильма идет неспешно, двухчасовая драма не предлагает резких поворотов, а подбрасывает одну неясность и странность за другой – почему жертва была сожжена, да так чтобы остался крест на месте сожжения? Зачем убийца убил своих канареек? Что за таинственная хромающая девочка приходила к нему? Одновременно Корэ-эда подкладывает к юридической драме параллельные линии семейной драмы. И драма это происходит сразу на двух фронтах – в семье погибшего начальника, и в семье самого адвоката. Эти параллельные линии не только смотрятся прекрасным дополнением для глубоко проникновения в характеры, но еще и великолепно резонируют с самим мотивом преступления, суть которого – человеческое безразличие и бездушность. Разговоры адвоката с дочерью, появление отца-судьи вынуждают первого пересматривать и собственный привычный взгляд на вещи и отношение к подзащитному. В семье же жертвы мать и дочь оказываются вовсе не двумя женщинами, опечаленными потерей кормильца – вскрывается мрачная семейная правда и приведшая к этому третьему убийство.

третье убийство

Кадр из фильма «Третье убийство». Предоставлено телевизионным агентством «Русский репортаж»

Перед созданием фильма Корэ-эда консультировался со знакомым юристом и даже привлек адвокатов для точной реконструкции судебных слушаний. В фильме пристально разбираются все особенности и ментальность японских сотрудников судов и адвокатуры, их мотивы, моральные аспекты их работы. Однако «Третье убийство» – кино игровое, и для него важным является столкновение двух характеров главных героев. Убийца, берущий правосудие в свои руки, человек со сломанной судьбой, посчитавший возможным убить одного человека ради освобождения другого и тем самым окончательно загубивший свою жизнь хорошо бы выглядел в романе Достоевского или в повести Лескова. Сталкивая подобного изгоя с лощеным адвокатом, из которого по ходу фильма вытряхивают душу и провоцируют нервный срыв, Корэ-эда создает действительно мощную психологическую драму, апеллирующую уже к экзистенциальным вопросам. Конечно, современное общество потребления вряд ли могло бы сформировать подобный типаж, придерживающийся этики сродни самурайской, поэтому герой Якушо кажется не слишком реалистичным. В показе такого необычного героя стоило бы поподробнее рассказать о его прошлом, об особенностях сформировавших его личность, в фильме же убийца остается своего рода «вещью в себе».

© Bleek Magazine. Текст: Станислав Лукьянов.


Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны.

Send this to a friend