Фильм «Редкая бабочка» Присциллы Камерон – эффектный танец незрелых страстей, шепот невесомых крыльев над горечью утраты, закипающая на жарком солнце ревность и месть, крушащая карьеру и деревья

редкая бабочка Присцилла Камерон

Оригинальное название: The Butterfly Tree

Режиссер: Присцилла Камерон
В ролях:
Мелисса Джордж, Эд Оксенбульд, Ивен Лесли, Софи Лоу, Элла Джаз Макроканис, Лорен Диллон, Паула Назарски, Стив Нейшн и др.
Производство: Австралия, 2017 
Хронометраж:
95 минут
Жанр:
 Драма 
Возрастное ограничение:
16+

Премьера: 10 мая 2018 года

Страницы фильма: IMDb, Кинопоиск

Уютный, утопающий в южной зелени рай одноэтажных домов и тихих асфальтированных улиц – место действия полнометражного дебюта австралийского режиссера. 13-летний Фин (выразительно-простодушное лицо Эда Оксенбульда) пытается примирится со смертью матери, построив под огромным деревом нечто вроде святилища с её фотографией, населенного огромным количеством бабочек, летающих тут же под навесом. Его отец Эл, преподаватель литературы из местного колледжа, пытается хоть как-то наладить личную жизнь. На его бородатый имидж потертого интеллигента ведется одна из студенток, что ставит под угрозу его профессиональную деятельность.

Линии отца и сына сходятся в одной точке – новая жительница городка Эвелина (Мелисса Джордж). Она хозяйка цветочного магазина, бывшая танцовщица бурлеска, любительница хорошего косяка и роликовых коньков. С ее экзотического танца в костюме бабочки и начинается фильм. Эвелин вносит в жизнь отца и сына мощную струю романтизма – зрелая блондинка в ретро-платье «колокол», с прической с шаловливыми завитками, она явно способна стать сказочной феей, развеивающей тоску утрат и обыденности.

редкая бабочка Присцилла Камерон

Кадр из фильма «Редкая бабочка». Предоставлено компанией «Кинологистика»

«Редкая бабочка» это австралийский фильм, а фирменный знак кинематографа этой страны – бурные страсти, бушующие в самых тихих и обыкновенных персонах. В жарком и влажном воздухе начинают цвести ядовитые цветы ревности, собственничества и иллюзий. (Оригинальное название фильма «The Butterfly Tree» отсылает еще и к растению с большим пурпурным цветком). Эстетика фильма также не остается в стороне – на экране вовсю расцветает китч и магический реализм. Порхают бабочки, буквально обволакивая героев и подымая их вверх, хозяйка цветочного магазина оборачивается платиновой вамп в эротичном костюме, на голубой автомобиль льется розовая краска, сцены из прошлого видениями проникают в настоящее, в кадре мелькают симпатичные чайные чашки и пирожные-брауни с горящими свечками.

Эвелин предлагает Фину работу в цветочном магазине и дарит пленочный фотоаппарат (еще один элемент постоянного проникновения элементов ретро в мир фильма). Эл же, проезжая мимо магазина в своем авто с открытым верхом, назначает хозяйке свидание. И если с намерениями Эла все ясно, то отношения между Фином и Эвелин балансируют на грани стремления подростка вновь обрести мать и первыми эротическими впечатлениями. Также не совсем понятны и намерения Эвелин, которая тут словно спустившийся с небес ангел, скорее мираж, чем женщина из плоти и крови. У неё есть мрачный секрет, но степень идеализма и безалаберности, которую она демонстрирует в отношениях с мужчинами, вряд ли можно представить у женщины её возраста. В киноведении такой тип героини именуется manic pixie dream girl – девушка, становящаяся предметом обожания и как бы невзначай льющая плотным слоем бальзам на все мужские раны разом. Но в этом амплуа обычно выступают тинейджерши или студентки – как раз тип девушки из фотоцентра, чья героиню мы так больше и не увидим.

редкая бабочка Присцилла Камерон

Кадр из фильма «Редкая бабочка». Предоставлено компанией «Кинологистика»

Камерон плетет целую сеть любовных треугольников, включая появившегося неизвестно откуда и также исчезнувшего в никуда бывшего мужа Эвелин. Фактически весь основной состав фильма находится в различной степени тяжести любовных переживаниях, даже Фину оказывает знаки внимания юная симпатичная сотрудница фотоцентра. Но все это сильно ограничивает, упрощает драматургию фильма. Герои сталкиваются между собой исключительно для очередного выяснения отношений и наше представление о них почти целиком держится на харизме отличного актерского состава, а не на проникновении в их личные истории.

Это сочетание романтики, болезненных драм, манерной клиповой эстетики и комедийных ситуаций производит несколько странное впечатление – ощущение сумбурности. В недавнем фильме «Я, Эрл и умирающая девушка» (2015), где также сочеталась любовная линия и история болезни, авторам удалось гармонично показать метания юности, зарисовки из жизни пригорода и трагичные события. У Камерон же – сильнейший крен в сторону визуальной феерии, существующей как бы параллельно основному сюжету. Режиссер несколько лобовыми методами нагнетает драму, пытаясь сделать кульминацию чуть ли не из каждой сцены. В жизни героев происходят неприятные конфликты, ссоры, перерастающие в настоящую вендетту. Однако в финале мы видим уж совсем бурлескные кадры, отснятые в манере любительского видео и слабо мотивированные всем происходившим до этого.

редкая бабочка Присцилла Камерон

Кадр из фильма «Редкая бабочка». Предоставлено компанией «Кинологистика»

Для дебюта «Редкая бабочка», ориентирующаяся на притворно-наивную и полусказочную манеру Жан-Пьера Жене, красочно-барочный стиль соотечественника База Лурмана и хипстерскую игрушечность Уэса Андерсона, неплоха. Но при большем драматургическом разнообразии и менее однотонной эмоциональной окраске фантастических эпизодов, фильм мог бы производить и более сильное, глубокое впечатление.

© Bleek Magazine. Текст: Станислав Лукьянов.


Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны.

Send this to a friend