Трогательная история любви и карьеры среди автопогрузчиков и стеллажей с консервами

Оригинальное название: In den Gängen
Режиссер: Томас Штубер
В ролях: 
Франц Роговский, Сандра Хюллер, Петер Курт, Хеннинг Пекер, Герои Пинт, Матиас Бреннер, Рамона Кюнце-Либнов, Андреас Леупольд, Штефан Шойман, Клеменс Мейер и др.
Производство: Германия, 2018 
Хронометраж:
126 минут 
Жанр:
 драма 
Возрастное ограничение:
16+

Дата выхода: 02 августа 2018 года

Страницы фильма: IMDb, Кинопоиск

Роль главного героя Кристиана в фильме «Между рядами» Томаса Штубера исполняет восходящая звезда немецкого кино Франц Роговски. Наиболее известные роли сыграны им в снятом одним кадром фильме «Виктория» (2015), а также в «Хэппи-энде» (2017) современного европейского классика Михаэля Ханеке, где Роговски органично вписался в ансамбль суперзвёзд — Юппер, Трентиньян, Кассовиц, Джонс. Его герои — это нервные молодые люди со сложностями в социализации и изломанной подростковой экспрессивностью, склонные к вызывающему поведению.

между рядами Томаса Штубера

Кадр из фильма «Между рядами» Томаса Штубера. Предоставлено кинопрокатной компаний «ПроВзгляд»

«Между рядами» — история молодого уголовника, вышедшего из тюрьмы, где он сидел за серию квартирных краж, и впоследствии устроившегося работать грузчиком в крупный продовольственный супермаркет. Серия безмолвных планов показывает нам полутемные пустые проходы магазина перед началом рабочего дня. Этот торговый микрокосмос аранжируется знакомой по «2001 год: Космическая одиссея» Кубрика музыкой Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» и сразу задает фильму мощную обобщающую позицию, исследовательскую направленность, тему соразмерности этого мира человеку. Кристиан получает свой первый синий халат, набор авторучек и маркеров, наставления от строгого, но дружелюбного седого начальника, и направляется помощником к местному ветерану Бруно (Петер Курт), плотному 50-летнему мужику с остатками детскости на круглом лице.

Между рядами Томаса Штубера

Кадр из фильма «Между рядами» Томаса Штубера. Предоставлено кинопрокатной компаний «ПроВзгляд»

Кристиан, молчаливый татуированный парень, со взглядом искоса и тихим шепелявым голосом, не встречает ни злых шуток, ни дедовщины. Мир немецкого супермаркета — это мир спокойного, чуть ли не дзен-буддистского профессионализма, мир 15-ти минутных перекуров, дружеских посиделок за шахматами, встреч у кофейного автомата и легкой, живительной вражды, например, между отделами алкоголя и замороженных продуктов. Штубер с заторможенной ироничностью Аки Каурисмяки описывает рабочий день тружеников рохли и паллет, и, между прочим, совершенно не уступает финскому классику ни в мастерстве подачи, ни в изобретательности. «Между рядами» настоящий пролетарский эпос и роман воспитания, в котором Кристиан находит свое место в жизни. Но показано все это совершенно не в нравоучительном ключе.

между рядами Томаса Штубера

Кадр из фильма «Между рядами» Томаса Штубера. Предоставлено кинопрокатной компаний «ПроВзгляд»

Фильм просто блистает свежими режиссерскими решениями, такими как первый рейс Кристиана по складским проходам на вилочном погрузчике в сопровождении пост-роковой электронной композиции «Easy» Son Lux. По накалу романтизма и воодушевленному лицу Кристиана эта поездка среди забитых банками и бутылками стелажей не уступит и поездке на «альфа-ромео» по залитому солнцем средиземноморскому серпантину. Вообще, музыкальный ряд по хорошему эклектичен — Штраус, Son Lux, канадский фолк-проект Timber Timbre, видный представитель дельта-блюза 50-х Son House. Сразу видно, что Штубера больше интересует правильная интонация, чем некое условное стилистическое единство.

И эта выверенная эклектика, распространившись на режиссуру, приводит к тому, что фильм не распадается на отдельные куски — документальная зарисовка, музыкальный клип, мелодрама, производственная драма — а наоборот, получает монолитность и глубину. Например, на курсах водителя автопогрузчика Кристиану и его коллегам показывают культовую пародийную короткометражку «Водитель автопогрузчика Клаус — первый рабочий день» (2000). Выполненная в жанре издевательского «слэшера» она взывает к технике безопасности и действительно показывается в Германии на реальных курсах. Но в фильме она добавляет происходящему дополнительного реализма — начинаешь переживать за Кристиана — правильно ли он ведёт технику, сможет ли перебороть свою эмоциональность и аккуратно снять поддон с ящиками бутылок с самой верхней полки стеллажа.

Между рядами Томаса Штубера

Кадр из фильма «Между рядами» Томаса Штубера. Предоставлено кинопрокатной компаний «ПроВзгляд»

Еще одна тема фильма — приход капитализма в Восточную Германию и существование человека в капиталистическом мире в целом. На месте супермаркета раньше находилась контора междугородных перевозок, и почти все нынешние сотрудники супермаркета были водителями-дальнобойщиками. Бруно в пьяной тоске вспоминает о просторе, свободе и многих километрах шоссейных дорог, а то, что ему сейчас остается — это лишь перевозить коробки и ящики на смешной желтой машинке едва не задевая полки. Но то, что для Бруно становится жизненным тупиком, для Кристиана становится началом новой жизни. Ведь даже такая работа не идёт ни в какое сравнение с его прошлым, состоящим из дешевых попоек и друзей-гопников. Штубер не выносит окончательный вердикт капиталистической реальности в образе супермаркета, а показывает что на всё можно посмотреть с разных сторон. Так Бруно показывал Марианне, что если очень медленно спускать вилы автопогрузчика по его мачте, то в шорохе тросов можно услышать шум моря.

Между рядами Томаса Штубера

Кадр из фильма «Между рядами» Томаса Штубера. Предоставлено кинопрокатной компаний «ПроВзгляд»

Мелодраматическая линия фильма — отношения между Кристианом и Марианной (звезда «Тони Эрдманна» Сандра Хюллер, 2016). Бойкая миловидная блондинка таит в себе не только бездны народного эротизма, но и трагическую историю простой немецкой бабы с неудавшейся семейной жизнью. Так в производственную драму входит тема личных отношений, которая развита Штубером во всех возможных направлениях — это и переживания остальных сотрудников супермаркета о начинающемся романе Кристиана и Марианны, и похороны коллеги по работе, и отношения Кристиана с бывшими друзьями, и крепкая мужская дружба Кристиана и Бруно, и совершенно феерически снятая встреча сотрудниками супермаркета Рождества — с жаркой просроченных сосисок на эстакаде, где разгружают товар, с дружескими приколами и, конечно же, самим чудом Рождества в виде укутывания пледом и рассказом Кристианом Марианне историй из прошлого.

Между рядами Томаса Штубера

Кадр из фильма «Между рядами» Томаса Штубера. Предоставлено кинопрокатной компаний «ПроВзгляд»

«Между рядов» — блистательное гуманистическое произведение современного европейского кинематографа, великолепная драматургическая смесь мелодрамы, комедии и фильма о производстве. Роговски действительно не зря называют европейским Хоакином Фениксом, а весь актерский ансамбль играет с необычайной слаженностью и естественностью. Изобретательность малобюджетных приемов американского независимого кинематографа сочетается в фильме с размахом и аристократизмом европейского арт-кино. Этим фильмом Томас Штубер ставит себя в один ряд с лучшими режиссерами Европы.

© Bleek Magazine. Текст: Станислав Лукьянов.


Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны.

Send this to a friend