«Голодные сердца» — экзистенциальная инди-драма Саверио Костанцо дошла до зрителя лишь спустя четыре года после Венецианского фестиваля, но не потеряла своей остроты и актуальности

Голодные сердца Саверио Костанцо

Оригинальное название: Hungry Hearts
Режиссер: Саверио Костанцо
В ролях: Адам Драйвер, Альба Рорвахер, Роберта Максвелл и др.
Производство: Италия, 2014
Хронометраж: 112 минут
Жанр: мелодрама
Возрастное ограничение: 16+

Дата выхода: 5 апреля 2018 года

Страницы фильма: IMDb, Кинопоиск

Новый фильм итальянского фестивального режиссёра стал модным и заметным событием апрельского кинопроката, своего рода «Ребёнком Розмари» на современный лад. И если в 70-е фильм Романа Полански был об одержимости героини сатанинскими культами, то каким же богам женщина поклоняется в наши дни?

Фильм снят по автобиографическому роману «Ребенок-индиго» Марко Францозо. Актёры, играющие главных героев, Альба Рорвахер и Адам Драйвер, выступили потрясающе правдивым дуэтом и получили «Кубок Вольпи». Стоит отметить, что если Рорвахер — лауреатка многочисленных фестивалей, то для Адама Драйвера по сути это первая серьёзная и яркая работа перед нашумевшим «Патерсоном» Джармуша.

Голодные сердца Саверио Костанцо

Кадр из фильма «Голодные сердца». Предоставлено дистрибьюторской компанией «Пилот Кино»

«Химия» между героями возникает с самых первых кадров. Действие начинается с нелепого знакомства: Джуд и Мина оказываются случайно запертыми в душном туалете китайского ресторана. Комическая ситуация, романтические улыбки и флирт — начало напоминает подростковую мелодраму. Он инженер, она работает в итальянском посольстве, они съезжаются, занимаются любовью, неосторожный и быстрый секс приводит к нежелательной беременности. И вот уже сцена свадьбы, с которой мелодраматическая история резко перерастает в психологическую драму. Любовные утехи жениха и невесты на кухне ресторана прерывает выстрел охотника, убившего молодого оленя. Священный олень – символ жертвоприношения, с этого момента и героиня – узница своих страхов.

Голодные сердца Саверио Костанцо

Кадр из фильма «Голодные сердца». Предоставлено дистрибьюторской компанией «Пилот Кино»

Будучи беременной, Мина встречает гадалку, предсказывающую рождение ребёнка-индиго с супер-способностями. Сюжет постоянно держит в напряжении: тревожность нарастает, герои меняют облик. Мина – вегетарианка, и вынашивая ребёнка, она теряет в весе, но не доверяет больницам, с опаской идёт на УЗИ и рожает в частной клинике. Казалось бы, героиня образована, много читает, но почему-то попадает в плен своих заблуждений о здоровом питании, о нетрадиционной медицине. Она не признаёт общепринятые нормы: ребёнок несколько месяцев не гуляет, не ест детские смеси, мясо и голодает в прямом смысле этого слова.

В то же время Джуд пытается быть хорошим отцом и мужем, заботиться о жене, убеждает ее погулять с сыном и сходить в больницу на обследование, но только обманом ему удается показать мальчика врачу. Вскрывается страшный диагноз нарушения развития – ребёнок не растёт и не набирает вес. Начинается настоящая борьба Джуда с одержимой веганством женой за жизнь своего сына. В плену своей любви и трепетного отношения к жене он пытается тайно кормить ребёнка мясом, но постоянно терпит неудачи. Доведенный до отчаяния он ищет помощи у социальной службы. Единственный, кто замечает угрозу жизни ребёнка, это мать Джуда, она укрывает в своём доме больного малыша, пока он не поправится. Весь фильм зрителей не покидают ощущения страха за жизнь ребёнка и жалости к беспомощности Джуда. Игра Адама Драйвера проникновенна и искренна, его неуклюжему и высокому герою все время хочется вырваться вместе с маленьким сыном из тесной квартиры, которая как паучьми сетями опутана страхом и подозрительностью Мины.

Голодные сердца Саверио Костанцо

Кадр из фильма «Голодные сердца». Предоставлено дистрибьюторской компанией «Пилот Кино»

Гнетущее чувство режиссёр создает с помощью сжатого пространства, ощущение тесноты не покидает нас, когда мы попадаем по узкой лестнице в квартиру, в парник Мины на крыше дома, в тесную ванную комнату. Фильм и начинался с «ловушки» в маленьком душном туалете. Несмотря на то, что это Нью-Йорк, города почти не видно: кусочек улицы, церковь и вид на крыши домов. Это пространство повседневности одной молодой семьи, где происходит трагедия. С другой стороны, есть альтернатива тесной городской квартире и парнику – загородный дом матери Джуда, в котором она прячет внука от сумасшедшей невестки. Здесь повсюду развешаны чучела животных, будто ловушка для Мины. Третья реальность – это океан, к которому Мина в какой-то момент отвозит ребенка из дома свекрови. Линия горизонта и блики солнца лишь на короткое время дают женщине ощущение свободы и красоты, умиротворяют страхи и боль перед грядущей трагедией. Операторская работа усиливает ужас происходящего: широкоугольный объектив показывает нам увеличенную и искажённую фигуру сильно отощавшей Мины.

Голодные сердца Саверио Костанцо

Кадр из фильма «Голодные сердца». Предоставлено дистрибьюторской компанией «Пилот Кино»

Альба Рорвахер создает прекрасный образ современной и образованной женщины, но невротичной, исповедующей веганство. Она жертвует работой, любовью, своим здоровьем и становится одержима, травматические переживания нарастают как снежный ком, а предрассудки становятся угрозой жизни другого человека. Недаром фильм становится актуальным именно сейчас, когда здоровый образ жизни – сверхприбыльный товар для производителей, а псевдо здоровье — новая религия, доходящая до абсурда. Не важно, в чем убеждён человек, когда ради новых мифов и богов, которые ему продают, он приносит в жертву свободу, любовь и даже самое дорогое, что у него есть.

Голодные сердца Саверио Костанцо

Кадр из фильма «Голодные сердца». Предоставлено дистрибьюторской компанией «Пилот Кино»

Констанцо показывает голод не просто как физиологическую потребность (хотя ребёнок здесь недоедает по-настоящему), а как «голод сердца»: ненасытное сердце матери, жаждущей защитить сына от окружающего мира даже ценой его здоровья, сердце мужа, страждущее любви и понимания некогда желанной и красивой женщины. Герои попадают в плен своего голода, и вырваться из него можно только чем-то жертвуя. Ради новой жизни.

© Bleek Magazine. Текст: Анна Карвалейру.


Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны.