Ольга Бубич посетила выставку «FACES» в Нидерландском фотомузее в Роттердаме — экспозицию из работ 32 ведущих европейских фотографов, занятых в жанре портрета.

На протяжении всего лета Нидерландский фотомузей в Роттердаме (The Netherlands Fotomuseum) демонстрирует посетителям лаконичную выборку из работ 32 европейских фотографов, которые сделали основной темой своего творчества один из классических жанров фотографии — портрет. «FACES»/«ЛИЦА» является результатом сотрудничества фотомузея с Центром изобразительного искусства «BOZAR» (Брюссель, Бельгия) и Музеем фотографии (Салоники, Греция). Выставку уже смогли увидеть жители Бельгии, а с сентября она переместится в залы греческих партнеров проекта.

Faces

Фрагмент экспозиции «Лица». Фото: Ольга Бубич

Временные рамки экспозиции охватывают последние 15 лет, а сама выставка ставит целью укрепить предположение о недавнем возрождении европейской портретной фотографии. Несомненно, свою миссию «ЛИЦА» выполнила с лихвой: грамотная подборка авторов, которой куратор фотомузея Фритс Герстберг посвятил два года, и их группировка внутри экспозиции плавно ведут зрителя от блока к блоку, в которых четкими акцентами как визуально, так и концептуально, в кураторских текстах, отмечаются актуальные направления развития портрета. Выставка не стремится поразить шокирующими находками или открытиями в поле современного искусства. Как отмечает в одном из интервью сам Фритс Герстберг:

«Все представленные работы – это портреты, но они значительно отличаются друг от друга. Есть и очень большие, и очень маленькие, есть цветные, есть и черно-белые, одиночные и групповые, сделанные в студии и на улице. Общим знаменателем всех этих работ является Европа и, в основном, авторство европейских фотографов. Также фотографии объединяет то, что представленные художники находятся в поисках новых способов и форм создания портрета, не впадая при этом в экстремальные формалистские эксперименты».

Так, индивидуализм, часто приводимый как основная черта сегодняшнего общества, находит отражение в фотографии, выводя на первый план личность: известную или анонимную, в окружении близких или через нейтральную оболочку «фото на паспорт».

Faces

Фрагмент экспозиции «Лица». Фото: Ольга Бубич

В качестве «лица» афиши выставки Фритс Герстберг выбрал одну из работ немца Томаса Руффа из серии «Портреты», в свое время задавшей портретной фотографии кардинально новый концептуальный импульс развития. Посетителей бывшего склада Лас Пальмас на берегу реки Маас встречает лишенное эмоций, невыразительное изображение девушки из 1980-х, напоминающее знакомое представителям любой культуры безличное фото на документ. Угадывается заблаговременно сформулированное предупреждение: все, что вы увидите за стеклянной дверью музея, – ни что иное, как мозаика из множественных tabula rasa; любое найденное значение, любая интерпретация – лишь проекция вашего собственного опыта. Однако, несмотря на ироничный выбор портрета для афиши, в содержательном аспекте голландская экспозиция оказывается далеко не королевством зеркал. За каждым из выбранных Фритсом Герстбергом авторов – богатый контекст социальных, культурных, политических и идеологических коннотаций, прочтение которых действительно создает многоплановую картину новейшей истории жанра.

Одной из характерных черт фотографической практики последних десятилетий является взаимопроникновение различных визуальных регистров, так выразительно представленное на выставке «ЛИЦА». Документальная фотография здесь смело заигрывает с фэшн и коммерческой съемкой, постановочные портреты метафорическими пунктирами указывают на иконы живописи. Для демонстрации принципа «все относительно» сегодняшние фотографы также активно задействуют не только потенциал самих моделей, но и их непосредственное окружение: других людей и интерьеры.

Концептуальный синтез фотографических традиций разных социальных классов представлен в работах Ринеке Дейкстра, Сергея Браткова, Бориса Михайлова и Клэр Стренд. Естественно, экспозиция «ЛИЦА» не могла обойти стороной ставшие классикой современной фотографии серии детей на пляже голландки Ринеке Дейкстра. Провокационную игру с большим напором продолжают портреты подростков основателя художественной  группы «Fast Reaction Group», украинского фотографа Сергея Браткова.

Faces

Фрагмент экспозиции «Лица», фотографии Сергея Браткова из серии «Kids», 2000

Противоположная сторона той же темы раскрывается в работах Антона Корбайна и Константиноса Игнатиадиса. Оба фотографа снимают звезд мира искусства, кино и музыки, но делают это вне привычного обывателю мира гламура, они работают со странными ракурсами, документируя другую, домашнюю реальность известных в их кругах людей.

Рядом с галереей подростков Сергея Браткова и Ринеке Дейкстра представлены несколько масштабных работ англичанки Клэр Стренд, на которых бездомные люди позируют на фоне студийных декораций с аркадианскими пейзажами. Как и в случае игр между анонимностью и знаменитостью, противоречие, явственно считываемое внутри искусственно созданной ситуации снимка, делает фотографии «неудобными» для восприятия, модифицируя возможное прочтение. Однако, пожалуй, на первый план здесь выходят уже проблемы социального плана.

Обращение к художественным истокам жанра портрета в поисках инструментов для изучения и фиксации сегодняшней реальности – еще одно очевидное направление в развитии европейской фотографии. И если финский фотографа Йорма Пуранен, фактически, создает фотографические копии средневековых портретов, то аллюзии на живописные произведения, которые представляют в своих работах Житка Ханзлова и Хеллен Ван Мин, гораздо более тонки и условны. В портретах этих двух авторов триггером коллективной художественной памяти может стать не только определенная деталь позы, внешности или одежды молодых людей, но и сама атмосфера всего снимка, предельная точность и элегантность выстроенных композиций, роднящие их с картинами эпохи Возрождения.

Faces

Фрагмент экспозиции «Лица», фотография Хеллен Ван Мин «Без названия», 1995-1998

Еще один четко намечающийся блок выставки «Лица» — создание группового портрета, в котором трансляция идентичности личности происходит посредством ее фиксации в непосредственном окружении «значимых других». Пожалуй, наиболее выразительным в этой когорте является чрезвычайно популярный во всемирной сети последних лет проект чешки Диты Пепе «Автопортреты с мужчинами», фиксирующий карнавал ее  выдуманных альтернативных жизней. В своей серии Дита использует жанр автопортрета для исследования того, каким образом идентичность женщины может претерпевать драматические изменения под влиянием ее отношений с другими, в частности с избранным партнером. «Театр» чешского фотографа являет посетителям выставки групповые портреты европейских семей, где важными компонентами воспроизводимых стереотипов становятся не только с умом подобранная структура каждой из ячеек общества, но и, формально, сама визуальная часть: одежда всех воображаемых членов семьи, предметы и интерьеры каждой из них. Так, в конечном счете, выстраивается настоящая типология различных классов и культур.

Faces

Фрагмент экспозиции «Лица», фотографии Диты Пепе из серии «Автопортреты с мужчинами», 2011

Выставка «ЛИЦА» представляет собой отличный пример глубоко продуманного и аккуратно, в стиле самой голландской фотографии, сформулированного объемного высказывания на актуальную тему. Знакомясь с экспозицией, зритель закономерно приходит к выводу, который озвучил в одном из своих интервью куратор Фритс Герстберг:

«Современная портретная фотография в Европе очень мощна, а работам, представленным на выставке, действительно есть, что сказать важного нам о людях, культурах и истории нашего континента».

В современных реалиях, которым характерны острые проблемы иммиграции и глобализации, в условиях необходимости ведения грамотного межкультурного диалога, основанного на уважении и толерантности, житель не только Европы, но и любой страны мира не может игнорировать вопросы идентичности. Ведь чтобы быть по-настоящему готовыми к диалогу с Другим, нужно понять и осознать себя и свое окружение. Чему, в том числе, способствует и фотография.

© Bleek Magazine. Текст: Ольга Бубич.

Send this to a friend