«Лицо» — сатирический взгляд Малгожаты Шумовски поверх построенного Евросоюзом фасада польского общества

Лицо Малгожата Шумовска

Оригинальное название: Twarz
Режиссер: Малгожата Шумовска 
В ролях: 
Матеуш Косьцюкевич, Агнешка Подсядлик, Малгожата Гороль, Анна Томашевская, Дариуш Чиджнаки, Роберт Таларчик и другие
Производство: Польша, 2018 
Хронометраж:
91 минут
Жанр:
 Драма 
Возрастное ограничение:
18+

Премьера: 26 апреля 2018 года

Страницы фильма: IMDb, Кинопоиск

«Лицо» Малгожаты Шумовски предлагает традиционную для польского кино смесь сентиментальности и критики при взгляде на родную страну. Но если кинематограф Польши можно считать преимущественно городским, то действие «Лица» происходит в сельской местности.

Главный герой фильма, строительный рабочий Яцек — маргинал в родном поселке. Длинноволосый фанат Metallica считается сатанистом и дразнит детей, высовывая из окна своей малолитражки сложенные в козу пальцы. Его большая семья (мать, сестра, ее муж и дети) тем временем готовится к наступающему Рождеству и к праздничному столу планируется покупка аж целой свиньи. Шумовска рисует глубинку как консервативное религиозное общество, в котором много ругаются матом, отпускают расистские шутки, любят как следует выпить и ценят женский стриптиз. Ироническая интонация фильма и возникает из таких вот противопоставлений. Поэтому цыгане, нанятые строить самую высокую статую Христа (на этой же стройке работает и Яцек), это не столько обращение к темам мультикультурализма, сколько еще один сатирический штрих.

Лицо Малгожата Шумовска

Кадр из фильма «Лицо» Малгожаты Шумовски. Предоставлено кинопрокатной компанией «ПРОвзгляд»

В результате несчастного случая Яцек получает серьезную травму лица, и хирурги делают ему пересадку от погибшего донора. С новым лицом его с трудом узнают родные, он едва разговаривает, дети на улице кричат вслед «Рожа, рожа!», а любимая девушка исчезает в неизвестном направлении.

Нечто подобное мы уже видели в таких фильмах как «Человек-слон» и «Маска» Богдановича, там протагонист существовал в таких визуально выразительных и харизматично выигрышных средах как викторианский Лондон и тусовка калифорнийскийх байкеров. «Лицо» же снято в скупой документальной манере, оператор не жалеет общих планов, в кадрах доминирует хмурый дневной свет. Отдельные драматургические находки, вроде очень смешной сцены с обрядом экзорцизма, так и не превращают фильм в полноценную трагикомедию.

Шумовска балансирует между психологической драмой и гротеском, но не находит способа гармонично их сочетать. Так откровенная абсурдистская сатира на телевидение и рекламу, отстраненно снятая повседневность типовых застроек и зимних полей, и драма человека с искалеченным лицом не складываются в полноценный рассказ. Личная трагедия Яцека, которая могла бы стать катализатором изменений во взгляде на героя и окружающее его общество, ничего не меняет в нашем понимании. Мы мало что узнаем и про самого главного героя, и про его девушку, и про его семью, кроме тех штрихов, которыми обрисовывались их характеры в начале. Драматургия фильма состоит из предсказуемых конфликтов и слабого желания Шумовски пристальнее рассмотреть каждого героя, найти и в эпизодическом персонаже нечто большее чем простую констатацию факта о его социальном статусе.

Лицо Малгожата Шумовска

Кадр из фильма «Лицо» Малгожаты Шумовски. Предоставлено кинопрокатной компанией «ПРОвзгляд»

Некоторые критики предъявляли режиссеру претензии, мол он слишком увлекается в показе героев как крестьянского быдла, но Шумовска просто честно показывает их недалекость, грубость и фатализм наряду со способностью не бросить родного человека в беде и стремлением поддерживать свой собственный быт на достойном уровне. И как раз в этой точке фильм не получает полноценного развития. И Яцек, не вписывающийся в эту среду с самого начала, и сама эта среда — косная, равнодушная, живущая по принципам, передаваемым из поколение в поколение, — с точки зрения Шумовски не могут предложить зрителю ничего кроме закономерного расставания героя с тем миром, где он родился и вырос. Конфликт героя и среды подразумевается, но вместо драматургического накала нам предлагается наблюдать лишь за мелкими стычками, которые никак не способны вывести историю к полноценной драме.

А в целом «Лицо» предлагает, пусть и краткими зарисовками, но довольно широкий обзор жизни этого сообщества: свадьба, похороны, подготовка к рождеству, шопинг, религиозные обряды, работа медицинских служб и социальной опеки, культурный досуг. В основном эти зарисовки не особо детальны и изобретательны, а местами и грубоваты (на манер Звягинцева Шумовски налепила на трусы эпизодического персонажа надпись Polski). Такой эстетический эффект возникает лишь в сцене распродажи в супермаркете, где полуголые обыватели хватают уцененные телевизоры.

Лицо Малгожата Шумовска

Кадр из фильма «Лицо» Малгожаты Шумовски. Предоставлено кинопрокатной компанией «ПРОвзгляд»

Фильм поэтому и интересен только как своего рода психологический репортаж из сельскохозяйственного сердца страны, куда Шумовски, вероятно, стоит отправиться еще раз — это необычайно богатый край, пусть и не пейзажами, и не прочей туристической фактурой, но вот в качестве золотой жилы для исследования корней польского менталитета он самое подходящее место. Вступившая в Евросоюз и шагающая по пути демократии и просвещения Польша оказывается несет в себе такой мощный консервативный и националистический заряд, которому могут позавидовать и соседи из имперски настроенной России. Конечно, на этом вряд ли можно продолжить традиции кино «морального беспокойства» с его интеллигентными или мелкобуржуазными героями, но вот пойти по следам Дюмона и братьев Дарденн — вполне. «Лицо» получил Серебрянного медведя на последнем Берлинском фестивале, но это скорее политический жест, чем оценка его художественных достоинств.

© Bleek Magazine. Текст: Станислав Лукьянов.


Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны.

Send this to a friend