Ольга Бубич делится впечатлениями о посещении путешествующей выставки «ГЕНЕЗИС» бразильского фотографа Себастьяна Сальгадо в живописном альпийском форте Бард в Валль-д-Аоста, Италия.

Себастьян Сальгадо, рецензия Ольги Бубич для журнала Bleek Magazine

Холл выставки Себастьян Сальгадо «ГЕНЕЗИС» в форте Бард, Италия. По просьбе фотографа и куратора съемка внутри экспозиции строго запрещена.

Поднимаемся по протертым ступенькам из подземного перехода на воздух. После душного августовского вагона, набитого пожилыми французами и толстыми бойскаутами, первые порывы альпийского ветра начисто сдувают ощущения города. Аккуратная бабушка терпеливо тащит по ступенькам голубую сумку на колесиках (оказывается не только на наших рынках с такими возятся) — легко поднимаю задранную к небу ручку; бабушка, почувствовав снижение веса своей котомки, смелой черепахой ускоряется вверх по лестнице. На последней ступеньке сияющая синяя панамка оборачивается к нам и произносит сухим ртом: «Мерси!» Всего час на поезде из шумного душного Турина – и мы уже в пол шаге от Франции, в Валль-д-Аоста, где в небольшом городишке с уже не итальянским названием Понт Сан Мартен, за каменными стенами величественного форта Бард, этим летом показывают «ГЕНЕЗИС» Себастьяна Сальгадо.

Себастьян Сальгадо, рецензия Ольги Бубич для журнала Bleek Magazine

Вид на город Понт Сан Мартен с высоты форта Бард.

Преодолевая практически вертикальные подъемы, ведущие к средневековому форту, чьи неприступные стены помнят атаки самого Наполеона, неизменно размышляешь об удивительном сочетании экспозиции «ГЕНЕЗИСА» и самой локации, избранной для демонстрации фотографий из восьми лет путешествий по континентам. Со всех сторон суровый форт окружают заросшие мохнатой хвойной шкурой Альпы, просторы, особенно для непривыкшего к подобным ландшафтам посетителя музея, поражают размахом: домики с высоты крепости кажутся картонными моделями, а редкие пешеходы – заблудившимися муравьями. Ощущение временности, преходящести человеческого на фоне мощи природы, только усиливается при первых шагах по залам с черно-белыми работами бразильского фотожурналиста. Восхищение от масштаба окружающего ландшафта переносится внутрь каменных комнат, в пространство «ГЕНЕЗИСА», где путешествующая чета Сальгадо предлагает нам  вместе с ними пронестись над горами, пустынями, океанами, лесами и ледниками, разделяя пережитый ими самими всплеск эмоций и преклонения перед первозданной красотой нашей планеты.

Себастьян Сальгадо называет своей многолетний проект, также увидевший свет в виде одноименной книги издательства «Taschen» «любовным письмом планете и изменчивости природы». Как книга, так и выставка, объединяют более 200 впечатляющих снимков с разных уголков земли, призванных не только зафиксировать их уникальную красоту, но и, прежде всего, обратить внимание человека на проблемы ее сохранения.

Несмотря на очевидные библейские аллюзии, концепция выставки бразильца не предполагает религиозного подтекста. В ее фокусе стихии воздуха, воды и огня, когда-то ставшие колыбелью жизни.

«Генезис – это поиск мира, каким он был однажды, развиваясь, существуя на протяжении тысячелетий до того, как ускоренные темпы современной жизни  отдалили нас от самой сути нашего бытия, — пишет куратор проекта, жена фотографа Лейла Ваник Сальгадо, — это доказательство существования на нашей планете бескрайних далеких земель, где природа все еще царствует в молчаливом древнем величии».

В поиске таких земель Себастьян Сальгадо совершил более 30 путешествий, фотографируя вулканы Галапагосских островов, пингвинов, морских львов и китов Антарктики, бразильских аллигаторов и ягуаров, африканских львов, леопардов и слонов, девушек из крохотного амазонского племени зое, папуасов из племени коровай, суданских пастухов, ненцев и стада оленей Арктики, айсберги, вулканы, пустыни… . «ГЕНЕЗИС» представляется впечатленному зрителю настоящим атласом идеальной планеты, где люди, животные и природа существуют в координатах гармонии простоты и естественности. То, что мир, по мнению фотографа, в настоящее время утратил.

Экспозиция выставки имеет достаточно простую организацию. Большинство снимков представлены в горизонтальном формате двух размеров, неспешный линейный нарратив ведет зрителя по часовой стрелке из зала в зал, разделенный авторами на пять глав, каждая из которых знаменует одну из крупных «глав» путешествий: Планета Юг, Заповедники, Африка, Земли Севера, Амазония и Пантанал. Визуальные границы каждой «главы» подкрепляются цветом – стены залов выкрашены в свой, неброский, очень спокойный оттенок от мягкого зеленого цвета вечернего лета до серого льда. Перемещение зрителей по залам сопровождается приглушенной симфонической музыкой. Одна из мелодий, к огромному удивлению, переносит в детские воспоминания советской сказки о Буратино, находящем и открывающем золотым ключиком, подаренным Тортилой, потайную дверь в другой мир. Так, рождаются новые аллюзии – лавина восхитительных, тонких, грациозных снимков Сальгадо, в какой-то степени, также открывает некую дверь. Но за этой дверью находится не новый мир – замирая от пейзажей Амазонии или изящества схваченных объективом в движении животных, мы возвращаемся к себе самым, к простоте первозданной природы, которую мы разучились видеть.

Попытки раскрыть ритмы дикой природы и синхронизироваться с ними основатель независимого фотоагентства «Amazonas Images» стал предпринимать еще в 2004. Тогда, как фотограф рассказывает в пространном интервью британскому «Telegraph», он понял, что единственным способом поднимать проблемы сохранения окружающей среды, являются не документальные съемки загрязняющих атмосферу заводов или свалок, а фокус на изображениях нетронутой красоты. Именно такие фотографии будут способны заставлять людей действовать во имя ее сохранения и вселять надежду.

Себастьян Сальгадо, рецензия Ольги Бубич для журнала Bleek Magazine

Вид на форт Бард, Италия, где летом 2015 проходит путешествующая выставка «ГЕНЕЗИС» Себастьяна Сальгадо.

В одном их первых залов выставки, рассмотрев ряд фотографий многочисленных оживленных колоний пингвинов и виды монолитной Антарктики, взгляд посетителя останавливается на снимке черепахи, фактически ее портрете, откуда на нас взирает внимательным уставшим взором столетняя рептилия. Себастьян Сальгадо вспоминает, что именно с поездки на Галапагосские острова когда-то и начался его «ГЕНЕЗИС»:

«Я поднялся, чтобы сделать фотографию, но черепаха застеснялась и зашагала прочь. Я решил опуститься на колени — и лишь в тот момент, когда я оказался с ней на одном уровне, она разрешила себя снять. Мне показалось, что именно тогда я осознал, что любое живое существо нуждается в уважении – том же уважении, которое мы испытываем к самим себе. Природа, которую я снимаю, вовсе не мертва».

Так, оставив характерные для его творчества социально-ориентированные снимки тягот будней мигрантов, шестидесятилетний фотожурналист отдает все свое внимание совершенно иной теме. В «ГЕНЕЗИСЕ» фактически нет людей, также в нем полностью отсутствуют приметы того, что современный человек назвал бы «цивилизацией». Более того, некоторые, часто сделанные с корзины воздушного шара, снимки сильно перекликаются с абстрактной живописью или даже с компьютерным артом: порой в идеальных линиях и ритмах сложно узнать пустыни Сахары, снега Арктики или леса Амазонии. Кажется, что философские размышления Сальгадо, а вместе с ними и его визуальный язык, поднялись совершенно на другой уровень обобщения, с высоты которого, словно в глазок бойницы итальянского форта Бард, человек, в буквальном смысле, не важнее муравья.

Кто знает, быть может именно таким – крохотным, незначимым, временным – и увидела человека та самая величественная галапагосская черепаха? И именно с такой мудрой иронией обращает на зрителя свое внимание с фотографии бездонный колодец глаза атлантического кита…

Неспешно бродя по залам, мы поддаемся гипнозу этой простой непреходящей красоты, забываем о телефонах, проблемах, пробках и кризисах. На выходе из форта лицо обдувает прохладный ветер, поезд приходит по расписанию, постепенно убаюкивая мерным стуком колес, абсолютно одинаковым вне зависимости от маршрута и географии. По пути в Турин я засыпаю, и последней мыслью, за пол-абзаца до сна, становится воспоминание о гигантском глазе кита, пристально вглядывающегося в меня со снимка из одного из первых путешествий Сальгадо.

© Bleek Magazine. Текст, изображения: Ольга Бубич.

Send this to a friend