В обновленном екатеринбургском музее фотографии «Дом Метенкова» открылась первая экспозиция после смены состава кураторов. Дарья Кузнецова делится размышлениями о метаморфозах музея и выставке «Каждый день зимы»

Каждый день зимы

© Екатерина Васильева

То, что произошло этой осенью с екатеринбургским фотографическим музеем «Дом Метенкова», можно сравнить с кровопусканием. Не секрет, что в последние годы вместе с частью коллектива из музея как будто ушла жизнь, а следом за ней — и посетители.

Воспитавший в своих стенах множество талантливых авторов, как это бывает с престарелыми родителями, музей с чувством выполненного долга будто бы решил незаметно уйти на покой. Впрочем, тоска в глазах кураторов говорила об обратном, превращая для стороннего наблюдателя моральное старение (или устаревание) институции в беззвучную агонию.

Возможно, не случись нашумевшего скандала с закрытием выставки о Второй мировой войне «по звонку из ФСБ», музей так и остался бы мучительно доживать.

Однако все сложилось так, как сложилось, и прежние кураторы покинули «Дом Метенкова», образовав вместе с фотографом Денисом Тарасовым команду вновь созданного Центра фотографии «Март».

Место кураторов опустевшего «Дома Метенкова» заняла молодая команда, состоящая из удачно дополняющих друг друга заведующей музеем Кристины Горлановой, искусствоведа и главного библиотекаря библиотеки им. В.Г.Белинского Марины Соколовской и фотографа Сергея Потеряева.

Каждый день зимы

Объекты арт-группы «ЖКП» на выставке «Каждый день зимы»

Известно, что здание музея давно требует капитального ремонта, который каждый раз откладывается в связи с отсутствием финансирования. Впрочем, учитывая, что излюбленный в городе способ ремонта старинных зданий — «реконструкция методом сноса», думать о нем не хочется.

А пока ребята убрали фальш-стены и деформированные растяжки, укутывавшие помещения музея изнутри удушливым полимерным коконом. Музей раскрылся, будто стал откровеннее, но и уязвимее, залы кажутся просторнее и наполнились воздухом, больше нет ощущения, что за искусственной перегородкой притаились насквозь прогнившие стены.

Предполагается, что в дальнейшем музейное пространство будет в той или иной степени меняться в соответствии с экспозиционными решениями.

Традиционную выставку фотографий дикой природы, в предыдущие годы обеспечивавшую музею кассу в новогодние праздники, прежние кураторы забрали с собой в новое пространство, и у ребят из «Дома Метенкова» на подготовку своей первой экспозиции был всего месяц.

Каждый день зимы

© Айар Куо

Выставка «Каждый день зимы», открывшаяся в «Доме Метенкова» в минувший четверг, у обывателя, привыкшего к красивым картинкам про зверей, может вызвать недоумение. На вопрос, не боятся ли они потерять консервативно настроенную часть аудитории, ребята отвечают, что не хотят идти на поводу у публики. Их цель — привлечь думающего, творческого зрителя, вовлечь его в диалог, для чего планируется обширная образовательная программа, вместо пассивного прослушивания лекций предполагающая взаимодействие всех участников процесса.

В целом ощущается ориентация институции на омоложение аудитории. Не случайно первое, что сделали новые кураторы — изменили график работы музея на более удобный для студентов и занятых людей.

Хотя кураторы настаивают, что выставка — о переживании и пережидании зимы, праздниках, ритуалах и преображении повседневной рутины, кажется, что не в меньшей степени она — о переживании и восприятии себя в пространстве и времени как таковом.

Первое, что видит посетитель новой выставки, входя в зал, — напоминающий картины Питера Брейгеля фотомонтаж москвички, выпускницы Школы Родченко Екатерины Журавлевой «Горка». Персонажи, сфотографированные по отдельности и вмонтированные в зимний пейзаж, воплощают привычный, впитанный с детства образ зимы как времени каникул и снежных забав и одновременно как бы вываливаются из окружающей обстановки, отстаивая свое право на индивидуальность.

Во вневременное мифическое пространство погружают зрителя представленные в этом же зале работы из серии «Марий Эл» Икуру Куваджима, японского фотографа, обосновавшегося в Казани. Для выставки отобраны прежде всего снимки, рассказывающие о марийском празднике Шорыкйол, посвященном рождению нового года и отмечающемся после зимнего солнцестояния.

Герои Куваджима — скрывающие лица ряженые, но о маскараде и не вспоминаешь, погружаясь вслед за фотографом в совершенно обыденный на первый взгляд, но буквально пропитанный незримой магией мир языческих духов и божеств.

Каждый день зимы

© Дмитрий Лукьянов

В следующем зале открывается обрывочный, пульсирующий отдельными выхватываемыми посреди погодных ненастий мгновениями и впечатлениями, неустойчивый и неуловимый как выдыхаемый пар, знакомый каждому и не замечаемый за рутиной — мир «Русского сезона» Екатерины Васильевой.

Пройдя сквозь зал со светящимися окнами, созданными из подручных и найденных на свалке материалов арт-группой «ЖКП» («Жизнь как перформанс») из Нижнего Тагила и разрисованными зимним волшебником с чуть воспаленным и жаждущим гармонии сознанием, из укрытого снегом мира-холста попадаешь во внутренние пространства, представленные фотографиями из серии «ДКданс» еще одного выпускника Школы Родченко Дмитрия Лукьянова.

Застрявшие в безвременье обитатели советских домов культуры, кажется, сами не вполне понимают, где и зачем находятся. Их безвозвратно ветшающий и машинально заполняющийся инородной дешевой атрибутикой мир представлен зрителю с позиции прохладной отстраненности. Автор изучает явление, пресловутый «человеческий фактор» его интересует мало.

И, наконец, будто в противовес потерянным героям Лукьянова в зале, расположенном в противоположном конце здания музея, разместилась серия «Лучшая часть года» Айар Куо, фотографа из Якутии, уже несколько лет живущей вдали от родины, сначала в Петербурге, теперь во Франции. Герои Айар посреди якутской зимы с ее невообразимыми для жителя средней полосы морозами буквально излучают уверенное, укорененное ощущение себя на своем месте. Зритель здесь — гость, изнеженный горожанин, достойный добродушного снисхождения.

Каждый день зимы

© Икуру Куваджима

Хотя некоторые экспозиционные решения могут показаться спорными, выставка, несомненно, удалась, позволяя зрителю осознать и прочувствовать многоуровневые обозначенные и не обозначенные кураторами смыслы. Несмотря на «сезонную» тематику, она не заигрывает со зрителем, но и не дышит снобизмом, требуя от него невозможного, что внушает уверенность, что иссушенного пустого интеллектуализма в этих стенах мы не увидим и впредь.

Молодой команде «Дома Метенкова» еще предстоит столкнуться со множеством закономерных трудностей и неизбежными разочарованиями, и хочется верить, что запал первых дней не угаснет и ребятам хватит энергии на воплощение всех планов.

Задача, стоящая перед их более опытными коллегами из Центра фотографии «Март», едва ли не более сложная. Переезд в другое помещение и недавно завершившаяся звучная выставка открытия «Реальнонереально» с участием российских призеров конкурса World Press Photo сами по себе не могут обеспечить успеха. Новый формат требует пересмотра устоявшихся практик и отказа от устаревших и не применимых к частной галерее методов работы.

Обе институции переживают сейчас лихорадку (воз)рождения, не дающую никаких гарантий. Однако уже можно сказать, что в результате неизбежно болезненного митоза «Дома Метенкова» уральское фотосообщество и культурная интеллигенция (каким бы смыслом ни наделялось это сочетание слов) получили к Новому году два сказочных подарка огромной потенциальной ценности.

© Bleek Magazine. Текст: Дарья Кузнецова.

Send this to a friend