Кольцевая траектория взглядов и соблазны удобных ярлыков на примере проекта «Следи за тем, что видишь» в материале Ольги Бубич

Юрий Гудков родился в Ленинграде в 1990 году. С 2014 года – студент образовательных программ ФотоДепартамент.Институт. В 2015 году участвовал в групповых выставках: «Общее воображаемое» (галерея ФотоДепартамент, Санкт-Петербург), международный фестиваль «Фотопарад в Угличе», «Опыты броуновского движения», (Москва, Центр фотографии им. братьев Люмьер). Книга «Следи за тем, что видишь» вошла в шорт-лист конкурса «Unseen Dummy Award 2015» в Амстердаме.

На выставке «Опыты броуновского движения», которая недавно прошла в Центре фотографии имени братьев Люмьер в Москве, внимание привлек тревожный проект автора из Санкт-Петербурга Юрия Гудкова. На фотографиях из серии «Следи за тем, что видишь» навязчиво присутствовал повернутый к зрителям спиной апатичный мужчина, пристально всматривающийся в пустынный город за окном. Кто и зачем устанавливает эту слежку? Стоит ли соглашаться на провокации Юрия и «следить» вместе с ним? И к чему в таком случае стоит быть готовыми? Ольга Бубич разбирается в траекториях взглядов автора и его героя.   

Юрий Гудков

Во всем мире фотографический медуим давно вышел за рамки фиксации реальности, проникнув в сферы, где еще лет десять назад ему вряд ли были бы рады. Фотографы, работающие на базе питерского «ФотоДепартамента», с завидным постоянством совершают своими проектами интервенции в философию, антропологию, культурологию и даже физику, игнорируя обвинения арт-критиков в аполитичности и эскапизме. Проект «Следи за тем, что видишь» Юрия Гудкова, выпускника образовательного курса этого года, – в списке подобных недавних интервенций. И если на ноябрьской выставке «Опытов броуновского движения» автор мог только слегка пощекотать своими загадками интеллект неравнодушных зрителей, гораздо более широкое высказывание прозвучит, по словам Юрия, в феврале в рамках его персональной экспозиции. С 29 января «Следи за тем, что видишь» показывают в залах пространства «Флигель», где сейчас располагается штаб-квартира «ФотоДепартамента».

Проект «Следи за тем, что видишь» не зря можно назвать интеллектуальной загадкой. Изображения, представленные в одноименной книге, которая была высоко оценена на престижном конкурсе «Unseen Dummy Award» в Амстердаме, просты и одновременно открыты для интерпретаций. На половине из них – скучный пожилой мужчина, глядящий в окно. Кто он? На что смотрит? Чего ждет? И, самое главное, чем интересен следящему за ним фотографу и почему должен быть интересен и нам? Первый, очевидный, пласт вопросов – только вершина айсберга, с которым Юрий сталкивает своего зрителя.

Юрий Гудков

Более пристальное изучение серии заставляет нас задуматься о природе самого акта видения. Присутствие в проекте источников взгляда – взгляда героя у окна, взгляда фотографа и нашего [зрительского] взгляда – открывает три практики видения, которым, по сути, и посвящена вся работа.

Результаты первой практики видения представлены самим визуальным рядом проекта. Незнакомый мужчина стоит и окна и смотрит на что-то: в фокусе его зрения оказываются город, небо, деревья или провода. Как признается сам Юрий, для передачи основной мысли проекта как фотографу, так и зрителям абсолютно не важно, кто он такой и что его связывает с автором: посторонние биографические детали только рискуют увести нас от становящегося архетипическим образа. Мужчина – это символ «человека видящего», человека, постоянно совершающего выбор объекта для наблюдения, понять который не всегда возможно.      

Второй взгляд в проекте «Следи за тем, что видишь», если анализировать его буквально, принадлежит незримо присутствующему фотографу. Но было бы более точно определить его адресанта как наблюдателя – в более широком значении, кого-то, кто постоянно присутствует за спиной у героя, пытаясь проследить направление его взгляда и обосновать выбор объекта для рассматривания. Наблюдатель в интеллектуальной игре питерского фотографа – некто гораздо более серьезный, чем снимающий проект и следящий за безымянным героем фотограф. И эти игры в слежку на деле оказываются не такими безопасными, как может показаться.

Именно этот тип взгляда, затронутый в проекте Юрия Гудкова, озвучивает проблему, о которой с конца нулевых непрестанно говорят европейские исследователи и специалисты в области прав человека. Это тенденция стремительного роста числа камер видеонаблюдения, которые как государственные, так и частные структуры устанавливают в общественных местах: от торговых залов магазинов до подъездов и офисов. Объясняя необходимость постоянного наблюдения решением проблемы безопасности, властные структуры часто не задаются вопросом о легальности подобных действий. А городской житель начала XXI века, напуганный террористическими атаками и бандитскими нападениями и постоянно погруженный в пропаганду дискурса силы и «невидимого врага рядом», сознательно соглашается на уступки в области своих законных прав на частную жизнь. Так «большой брат» смело входит в нашу повседневность и становится привычным элементом реальности. А мы миримся с его незримым и повсеместным соседством за нашими спинами.

Юрий Гудков

О более тонких манипуляциях всевидящего ока невидимого наблюдателя можно говорить и переносясь в сферу интернет и социальных сетей, на просторах которых мы постоянно добровольно оставляем свои цифровые следы и превращаем частное в публичное, но напрямую этого аспекта проблемы проект питерского автора все же не касается.

И, наконец, третий взгляд. В головоломке Юрия Гудкова он принадлежит каждому из нас. Вот мы пришли на выставку и рассматриваем представленные там фотографии. Мы – листаем бумажную или электронную версию книги. Мы – все еще (возможно, в недоумении или со здоровой долей подозрения) читаем этот текст и размышляем над сказанным. Как и в случае со взглядом представленного в проекте героя, наша практика видения также связана с актом выбора. Выбора, который касается того, принимаем ли мы увиденное, соглашаемся ли с автором, видим ли своё или вовсе выбираем не выбирать.     

Сам Юрий Гудков вспоминает различные стратегии и реакции зрителей на проект во время его презентации на ярмарке «Unseen» и фестивале «Фотопарад» в Угличе:

«Кто-то подходил к стенду шорт-листа, открывал книгу с середины и быстро пролистывал одним пальцем до начала, кто-то внимательно всматривался с улыбкой на лице. В Угличе реакции также были самыми разными: от спокойного непонимания (запомнился вопрос: «Вы рассказываете о том, на что смотрит мужчина в окне?») до восторженных и крайне положительных, когда ревьюер «погружается» в материал и находит в нем новые неожиданные интерпретации».

Важно ли автору в этом случае быть понятым правильно и понятым вообще? Можно ли говорить о «правильности» восприятия сегодняшнего искусства и концептуальной фотографии? Эти вопросы закономерно следуют из проекта «Следи за тем, что видишь» и вскрывают еще один слой важных проблем. Прежде всего, это проблема восприятия концептуальной фотографии в нашем регионе, готовность зрителей не только задавать вопросы, но и уметь услышать ответ или сформулировать свой собственный.

Юрий Гудков

Сложность заключается в соблазне повесить на все непонятное удобные ярлыки, назвать то, что кажется новым и странным «высоко интеллектуальным», «эстетским» и «некритическим». Сменить роль зрителя с индивидуальной (чувственной или интеллектуальной) оптикой, допускающей возможность неточности или необходимости в доработке, равно как и наличие других точек зрения, на роль зрителя-судьи, зрителя-всезнайки, зрителя, признающего лишь один единственный (правильный) источник взгляда.

Автор проекта «Следи за тем, что видишь» комментирует эту проблему следующим образом:

«Быть понятым – важно. Понятным – не всегда. Мне важно донести свое высказывание до зрителя, не изменяя при этом языку, с помощью которого я это высказывание строю.

Я уверен, что современная фотография всегда открыта для интерпретации и требует от зрителя скорее не определенного кругозора или наличия специальных знаний, а  интереса и стремления к собственному прочтению. И мне кажется, что большинство авторов и сообщество в целом к диалогу со зрителем открыто, о чем оно не устает подспудно сообщать. Проблема – в наличии взаимного стремления участвовать в диалоге. И оно должно быть не только у авторов, но и у зрителя».

При таком рассмотрении проект Юрия Гудкова кажется чрезвычайно злободневным и перспективным как в области изучения синтеза фотографии и философии, так и в более «приземленном» плане. «Следи за тем, что видишь» – элегантное критическое высказывание, приглашающее к диалогу. Но готов ли герой, за которым по пятам ходит сегодняшний фотограф, наконец повернуться к сообществу концептуальных авторов лицом и принять в этом диалоге участие?

© Bleek Magazine. Текст: Ольга Бубич.

Все изображения © Юрий Гудков.

Выставка Юрия Гудкова «Следи за тем, что видишь»
29 января — 16 марта 2016 года
«ФотоДепартамент» (г. Санкт-Петербург, ул. Восстания, 24 / 2й двор, 1 этаж / пространство «Флигель»)

Открытие 29 января в 19:00 / Artist-talk в 19:30