Кафе и автосервисы, гостиницы и публичные дома — столичные гаражные кооперативы в лучших традициях эстетики американского прецизионизма

От редакции

Серия «Шанхай» Ольги Матвеевой снималась в 2014-2015 годах в Москве, в районе между станцией метро Университет и Мичуринским проспектом. Здесь находится подземное бомбоубежище, в связи с чем строительство на территории официально запрещено. Но, как известно, долго пустыри в столице существовать не могут — не номинально, а фактически неосвоенная земля вполне естественным образом стала местом ускользания от общепринятого городского порядка. Здесь возник нелегальный конгломерат гаражных корпоративов.

Симптоматично сравнение с китайским мегаполисом, придуманное жителями близлежащих районов и вынесенное в название серии: с одной стороны, в нем присутствует указание на абсолютную чужеродность здешних обитателей по отношению к городу, с другой — это своего рода признание автономии образовавшегося поселения, наличия собственной культуры и другого социального порядка; кроме того, в аналогии с одним из самых густонаселенных городов планеты можно различить ноту тревоги в связи с непропорциональным освоением и заселением территории.

Можно сказать, что это зона городского бессознательного — места, которые мы привыкли игнорировать. Непринятию и непризнанию в том числе, способствует и неприглядность архитектуры, производной от временных конструкций, основная функция которых сводится к разграничению территории. Чаще всего гаражи произрастают там, где появляются заборы, словно их логическое структурное продолжение. Самострой скорее представляет собой систему перегородок, чем здания. И все, что доступно взгляду горожанина, — это ряд ограждений и нагромождений из металла и частично кирпича. Серое небо и сугробы усиливают эффект визуальной непроницаемости современного столичного гетто. Внешнему же наблюдателю остается довольствоваться лишь местными слухами и мифами. Говорят, что «Шанхай» — город в городе, где есть не только гаражи и автосервисы, но также кафе, нелегальные гостиницы, публичные дома, автономное водоснабжение и электричество и даже свои авторитеты.

Впрочем, гараж как социокультурный феномен требует отдельного исследования и описания. Это вполне себе микрокосмос: возможно, там найдется всё для рыбалки, или мебель, которая не поместилась в квартире, или коллекция старых пластинок. Иногда он может оказаться мастерской или ночлежкой. Чаще же всего там размещается склад для хранения разнообразных (странных) предметов. Есть определенная ирония, но и своего рода закономерность в том, что один из крупнейших музеев столицы носит название «Гараж» — воистину, зачастую именно с гаража и начинается коллекция удивительных вещей, а также сопутствующих им занимательных историй, в которых переплетаются правда и небылицы.

Ольга Дерюгина

«Шанхай» Ольги Матвеевой будто сложен из деталей детского конструктора, неожиданно и одновременно точно, выверенно нагроможденных друг на друга в той странной последовательности, которую способно задать живое воображение ребенка. Металлическая башня с бытовкой, напоминающая скворечник на ножках; красный вагончик, празднично выдающийся на фоне бело-серо-синих блоков; четырехколесные прицепы, отчего-то водруженные на крыши построек, – похоже, юного строителя внезапно отвлекли от любимого занятия, вынудив оставить игру незавершенной…

Промозглый рассеянный свет пасмурного неба задает общую стальную тональность серии, изредка расцвеченную вкраплениями теплых ржаво-коричневых, кирпичных и желто-зеленых оттенков. Визуально работы Ольги Матвеевой заставляют вспомнить эстетику американской живописи времен 1930-х, в частности прецизионизм Чарльза Демута с его безлюдными мирами, созданными пластическим взаимодействием геометрических форм в изображении городского пространства. С той разницей, что московские строительные задворки лишаются локальных красок, погружаясь в зябкую атмосферу неуюта и неустроенности.

Нелепые гаражи, кучи мусора и бесконечные сплетения проводов удивительным образом «превращаются» в декоративные элементы, трансформируя реальность в почти идиллическую красоту, существующую лишь в рамке кадра. Фотограф создает свой «Шанхай», возникающий на стыке документалистики и искусства.

Раиса Михайлова

От автора

Один ищет в «Шанхае» убежище для себя, другой, наоборот, пытается что-то спрятать. Это место завораживает разнообразием архитектурных форм. Над извилистыми улочками нависают витки проводов. «Шанхай» символизирует состояние хаоса, в которое погружен весь современный мир.

Ольга Матвеева Ольга Матвеева Ольга Матвеева Ольга Матвеева Ольга Матвеева Ольга Матвеева Ольга Матвеева Ольга Матвеева Ольга Матвеева

 

© Bleek Magazine. Все изображения: Ольга Матвеева.

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны. Оставляйте комментарии — мы любим общение.

Send this to a friend