«Можно притворяться, что бесов нет. Можно проявлять изобретательность и придумывать средства борьбы или защиты. Но игнорировать их нельзя»

От редакции

Я могу представить состояние, переживая которое, «бесы» выходят наружу. Оно может возникнуть далеко за полночь, в чужом городе на заднем сиденье такси, в темной кухне, куда заходишь ночью выпить воды и не включаешь свет, на нижней полке поезда, когда, проснувшись, на секунду не можешь вспомнить, зачем и от кого бежишь. Бесы живут в опустевшем пятничном баре, где почему-то сегодня так долго не несут счет. В подъезде, – вдруг выскакивая по сигналу тусклого железного звука ключа, выпавшего в карман темноты. Под тонким колючим одеялом. В пугающем немыми вопросами зеркале. Можно притворяться, что бесов нет. Можно проявлять изобретательность и придумывать средства борьбы или защиты. Но игнорировать их нельзя. Фотографии Анны – не битва и не примирение с бесами. Это вызов на откровенный разговор, бескомпромиссное предложение выйти на свет, «проявиться», показать себя. И они действительно показываются: отражаясь в снимках случайных прохожих, ночных дворов, в выхваченных из жизни жестах и застигнутых врасплох взглядах, в тенях и зияющих оглушительным молчанием черных дырах.

На мою просьбу представить себе время, когда она не будет больше фотографировать, Анна вспоминает слова из песни, знакомой каждому по старому советскому кинофильму: «Что же из этого следует? — Следует жить, шить сарафаны и легкие платья из ситца. — Вы полагаете, все это будет носиться? — Я полагаю, что все это следует шить…».

Восприятие с философской легкостью настроя, который можно было бы описать как фатальный, помогает взглянуть на «Бесов» по-другому. Ведь когда страхи обретают имена, они перестают пугать.

Ольга Бубич

От автора

Я не считаю «Бесы» проектом, серией или концептом. Фотографирование – часть моей жизни, дневник, начатый в 2002 как реакция на стимул «заняться чем-нибудь». Это персональный способ «проявить» живущих внутри меня бесов – очень внутреннее иррациональное состояние подсознания, которое, я думаю, есть у каждого, просто наружу выходит по-разному. В моем случае таким способом «выпустить в мир бесов» стала фотография. Она помогает их «проявить», зафиксировать, отмыть, просканировать и напечатать. Общее для всех снимков – не тема, а то, что предшествует моменту их рождения: смешанное переживание страха и восторга, ощущение, когда «засосало под ложечкой», и – сразу после спуска затвора – приятное тепло, разливающееся по телу. Я не думаю о том, зачем фотографирую, не пытаюсь фотографиями что-либо запомнить. Каждый кадр – еще одна картинка в дневнике, по сути, не мне не нужном.

В «Бесах» я не думаю о том, зачем фотографирую, не пытаюсь фотографиями что-либо запомнить, для этого есть действительно проекты «Семейный альбом», «Плизплизплиз плиз» и «Яблоки, монами» длиною в жизнь. Каждый кадр «Бесов» – еще одна картинка в дневнике, по сути мне не нужном. Они просто есть.

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

Анна Бочарова

© Bleek Magazine. Все изображения: Анна Бочарова.

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны. Оставляйте комментарии — мы любим общение.

Send this to a friend