Преподаватель «Школы визуальных искусств» о своих авторских курсах «Цвет и форма в фотографии» и «Полиграфический проект: от идеи до реализации»

Вивиан дель Риo — художник, фотограф, член Московского союза художников и Союза фотохудожников России. Родилась в Москве. Детство провела с родителями на Кубе. Образование получила в Московском полиграфическом институте на художественном отделении по специальности художник-график. Автор книг «Бессознательная живопись», «Озеленение», «Гавана+Москва». Преподаватель Школы визуальных искусств. Неоднократно выставлялась на персональных и групповых выставках. Работы в частных коллекциях и коллекции “Русского музея” в Санкт-Петербурге, Калужского музея изобразительных искусств и Мультимедиа Арт Музея в Москве (МАММ). Живет и работает в Москве.

Вивиан дель Рио

Вивиан дель Рио. Фото: Elya Yalonetski

Bleek Magazine: Вивиан, начнем с уже традиционного для нашей рубрики об авторских курсах вопроса: как и почему художник, дизайнер, известный фотограф вдруг становится преподавателем? И вдруг ли это? В какой момент появляется понимание, что хочешь и способен учить других? Вообще, можно ли просто взять и научить человека делать классную фотографию? Или тут необходимо специальное образование, какой-то особый врожденный дар — у наставника и у студентов?  

Вивиан дель Рио: Честно говоря, я никогда не думала, что буду преподавать, хотя когда-то училась в педагогическом институте.  Но однажды Наталья Ударцева пригласила меня в Школу визуальных искусств и уговорила попробовать. Ей было важно, что я художник и могу показать другие пути развития в фотографии, не только традиционные. Я согласилась и обнаружила, что это очень захватывающее занятие, полезное не только для студентов, но и для меня самой. Когда что-то делаешь, не отдаешь себе отчет, как и почему. А вот когда начинаешь свои знания систематизировать, то вдруг понимаешь что и откуда взялось. Я даже написала письмо с благодарностью своему преподавателю по рисунку, Андрею Бисти, который сильнее других на меня повлиял.

Теперь, когда я уже выпустила почти 20 курсов, я понимаю, что научить можно только того, кто хочет научиться. Без этого ничего не получится. Кто хочет взять — возьмет.  А кто думает, что он будет сидеть, ничего не делать, а его «нагрузят» знаниями и умениями, тот скорее всего ничего не получит.

Я стараюсь выстроить занятия в логичном порядке, так, что студенты и  не замечают, как начинают выполнять очень сложные упражнения.  В моем  курсе все связано, все задания так построены, что работают сразу в нескольких направлениях.  И я считаю важным помочь каждому обрести свой стиль и свой путь.  Плохо, когда студенты начинают подражать преподавателю, таким образом труднее найти себя.

Вивиан дель Рио, интервью журналу Bleek Magazine

Дарья Жигалина, Школа Визуальных Искусств. Предоставлено автором

Bleek Magazine: Раньше ваш курс в ШВИ назывался «Цвет в современной фотографии», сегодня это «Цвет и форма в фотографии». Что изменилось? 

Вивиан дель Рио: Я сделала более серьезный акцент на композицию. Появились новые задания. Старые немного усложнились.  В конце курса студенты показывают две серии вместо одной и, конечно, все удачные снимки с практического занятия тоже.

Bleek Magazine: В одном из прошлых интервью вы говорили, что учите людей «видеть цвет». Свет, цвет, форма – у кого все-таки «первая скрипка» в фотографии? Говорите ли вы на занятиях о черно-белой фотографии? 

Вивиан дель Рио: На первом месте СВЕТ. Без света не было бы ничего, ни жизни, ни, тем более, фотографии. Ведь фотография — это искусство рисования светом.  Цвет и форма неотделимы друг от друга и одинаково важны. Вообще, в изображении важно абсолютно все, что его составляет.

Что касается черно-белого, этой теме отведена очень большая часть времени, так как чрезвычайно важно понимать, когда и почему надо делать цветное изображение, а когда черно-белое. У многих фотография становится черно-белой оттого, что цветная не удалась…  Необходимо  ко всему подходить осознанно. И это то, о чем я постоянно говорю.

Вивиан дель Рио, интервью журналу Bleek Magazine

Андрей Радченков, Школа Визуальных Искусств. Предоставлено автором

Bleek Magazine: Ваши работы очень живописны. Вы — дизайнер, художник — в итоге выбрали фотографию, почему? Чем фотоаппарат как инструмент отличается от кистей и красок в контексте создания художественного образа, и есть ли у фотокамеры какие-то особые для вас преимущества?

Вивиан дель Рио: Все произошло постепенно и само собой. Интерес к фотографии возник давно, но, как я сейчас понимаю, не было подходящего для меня инструмента. Пришлось ждать, пока его изобретут. Я говорю о цифровой камере в совокупности с Интернетом.

Живописью я занималась, пока была возможность. Но, похоже, есть какая-то задумка у судьбы, потому как обстоятельства буквально выставили меня на улицу с камерой в руках. И каждый раз, когда я пытаюсь сопротивляться и хочу заняться чем-то еще, меня будто разворачивают и говорят: «иди и снимай». Так что это не я выбрала фотографию, а она меня.

Что касается создания образа — важно найти свой инструмент и понимать, что хочешь сказать.  Потому что дело не в инструменте как таковом, а в человеке, который его использует.

Даже с фотоаппаратом в руках я все равно остаюсь художником и решаю художественные задачи.

Вивиан дель Рио, интервью журналу Bleek Magazine

Кристина Королева, Школа Визуальных Искусств. Предоставлено автором

Bleek Magazine: Последние годы фотографов все больше увлекает возможность создания авторской книги — и как альбома тематических фотографий, и как самостоятельного художественного объекта. Что значит фотокнига для Вивиан дель Рио, и почему возникла мысль о создании нового курса «Полиграфический проект: от идеи до реализации», который с этого года вы преподаете в Школе визуальных искусств?  

Вивиан дель Рио: Мне кажется, что итогом деятельности любого фотографа становится книга, выставка или каталог, реже — передача, фильм. И хорошо, когда рядом есть профессионалы, готовые помочь: куратор, редактор, дизайнер. Но, как правило, автор должен решать все вопросы самостоятельно. И очень часто непрофессиональное исполнение портит впечатление от проекта в целом.  Это может выражаться во всем: в отборе, в развеске, в выборе размеров, в подборе паспарту и окантовки, в дизайне, в печати. Вроде бы мелочи, но из них складывается представление об авторе в целом.

Вивиан дель Рио, интервью журналу Bleek Magazine

Ольга Титова, Школа Визуальных Искусств. Предоставлено автором

Дело в том, что, когда вы чем-то серьезно занимаетесь, у вас развиваются навыки, умения и привычки, которые потом влияют на всю вашу жизнь. Опыт работы дизайнером повлиял на мое восприятие действительности и, конечно, на мой вкус.  Я не могу, например, купить книгу с плохой обложкой, не могу держать ее в руках и тем более читать. Это касается всех вещей в моем доме. Мне невыносимо видеть даже плохую упаковку в холодильнике. Для меня стали спасением электронные книги, где я сама могу выбрать шрифт, где нет иллюстраций и прочего оформления.  И наоборот, я могу купить книгу просто потому, что мне нравится, как она сделана. Так вот, когда я готовилась к курсу, я пересмотрела тонны фотоальбомов, благо в Школе визуальных искусств шикарная коллекция.  У меня образовалось две стопки: «как надо» и «как не надо» делать книги. В стопке «как надо» буквально три экземпляра, остальные — в другой. На курсе мы будем анализировать, что и почему «не так» или «так». Это  касается не только дизайна, но и содержания книг.

Темы книг, я надеюсь, будут разнообразными. И я совершенно уверена, что даже школьный альбом можно сделать очень хорошо, а большой и серьезный проект легко испортить плохим исполнением.  Моя же цель – научить делать не просто хорошо, а очень хорошо. Чтобы подойти к книжному проекту уже с некоторым опытом, мы начнем с малых форм — открыток и календарей.

Конечно, студенты должны принести свои материалы. Я помогу продумать концепцию каждого издания и, что особенно важно, — работа в группе, потому что, когда смотришь на чужие ошибки, легче понять свои. В конце курса нас ждет очень серьезное жюри из журналистов, издателей, дизайнеров, известных фотографов и фоторедакторов. И это будет экзамен не только для слушателей, но и для меня.

Вивиан дель Рио, интервью журналу Bleek Magazine

Дмитрий Михайличенко, Школа Визуальных Искусств. Предоставлено автором

Курс: «Цвет и форма в фотографии»
Преподаватель: Вивиан дель Рио
Форма обучения: очная (Москва, «Школа визуальных искусств»)
Продолжительность: 6 занятий (по 3 академических часа)

Курс: «Полиграфический проект: от идеи до реализации»
Преподаватель: Вивиан дель Рио
Форма обучения: очная (Москва, «Школа визуальных искусств»)
Продолжительность: 10 обязательных занятий (по 3 академических часа) + консультации по мере необходимости

© Bleek Magazine. Беседу вела: Раиса Михайлова. В материале использованы фотографии слушателей курсов.

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны. Оставляйте комментарии — мы любим общение.

Send this to a friend