Ретушер студии Игоря Сахарова, ведущий преподаватель Виртуальной школы Profile о своих авторских курсах, тонкостях профессии, нейросетях и том, когда, наконец-то, в Photoshop появится заветная кнопка «сделать классно»

Саша Чалдрян

Саша Чалдрян
Москва, Россия

Имеет огромный опыт ретушера. Сотрудничает с рядом известных фотографов, делает ретушь для изданий и частных клиентов.

В послужном списке — работа с фотографиями для изданий Elle, Cosmo, Collezioni, Viva, Gracia, Hallo, «Атмосфера красоты» и других, а также для брендов Vis-a-Vis, Karma of Charme, Firmato & Scontato.

Работал со Стасом Наминым, Натальей Андрейченко, Александрой Балакиревой, Анатолием Евдокимовым и другими людьми из мира медиабизнеса.

Виртуальная школа Profile | Проект LiveClasses

Bleek Magazine: Скажи, а правда, что ты можешь сделать с картинкой все что угодно?

Саша Чалдрян: Да. Но подумаю перед этим, чего мне это будет стоить и кому это надо. По мере прохождения тернистого пути ретушера от возможности сделать с картинкой что угодно меня отделяли поэтапно несколько факторов. В самом начале мне не хватало какой-то технической матчасти, я не знал досконально программу. Потом встал вопрос того, что я не вижу, например, на коллаже несовпадений по перспективе, контрастам и свету между объектом коллажирования и сценой. Потом возник вопрос более глубокого понимания того, как свет рисует объемы. Дальше организовались два вопроса: полноценный рисунок и 3D. Последние два я в итоге отдаю на аутсорс друзьям, однако я могу четко поставить задачу и даже изобразить подобие скетча для них. Учитывая освоенный скилл работать по референсу и видеть его нюансы, думаю, да: теперь я могу сделать с картинкой все что угодно.

Bleek Magazine: Скажи, а у профессии «ретушер» вообще есть будущее? Как скоро тебя заменит однокнопочный робот с функцией «сделать классно»?

Саша Чалдрян: Ретушер – третья часть процесса создания картинки. Первая фаза – «натура», то есть, то, что мы снимаем. Вторая фаза – собственно фотограф. Ну и третья – ретушер. Дело в том, что вариаций только первой фазы нереальное количество. А вкупе с вариациями второй – вообще миллионы. То есть, ретушерские задачи очень разные. Селфи? Репортажка «Формулы 1»? Туфли для каталога? Ботинки для ГУМа? Везде будет разная работа. И если вопросы селфи (аватарки) и ни к чему не обязывающей полупостановочной съемки будут прекрасно решаться умными камерами смартфонов или беззеркалками, то доверить ретушь Аллы Пугачевой автоматике вряд ли кто-то решится в ближайшие «дцать» лет. В то же время я понятия не имею, насколько крутые вещи сейчас пилятся программистами, поэтому всегда есть шанс, что уже завтра нам представят полноценный искусственный интеллект, но верится мне в скорость этого события с трудом.

Саша Чалдрян

Фото: Игорь Сахаров. Ретушь: Саша Чалдрян. Предоставлено виртуальной школой Profile

Bleek Magazine: А какова доля живого человеческого общения в твоей профессии? Здесь-то роботу до человека точно далеко. Не потому ли твоя профессия еще жива, что людям, по-прежнему, больше нужно внимание и общение, нежели какой-то измеримый результат?

Саша Чалдрян: Точно не поэтому. Общения совсем немного. Большинство вопросов решается техническими заданиями, референсами и списками правок по е-мейлу. Как только начинаются длинные разговоры, как правило, это означает, что ты делаешь ретушь частному лицу или некомпетентному представителю компании, которые не знают, чего хотят. А такие заказы не любит никто, потому что головной боли очень много, а платить за нее никто не собирается.

Bleek Magazine: Но ведь какие-то вещи теперь все равно проще делать приложениями. Нейросети давно умеют стилизовать картины под живописные полотна, наверняка скоро появится приложение, которое делает ретушь под любого популярного фотографа – там принцип-то один. И что тогда будет с твоим курсом по Творческой ретуши, где ты как раз учишь людей разным стилям?

Саша Чалдрян: Нейросети – действительно крутая штука и для профессии ретушера потенциально опасная. Рано или поздно они заменят людей, но с большими оговорками. Во-первых, черт его знает, когда это случится. Я думаю, что не скоро. Сейчас потребитель может потыкать в приложение Призма, придать картинке внешний вид полотна какого-нибудь именитого художника, в Фейсаппе подрихтовать селфи, но как бы и все. Во-вторых, вопрос сегмента: если рядовой пользователь Instagram останется доволен обработкой, которую делает нейросеть, то коммерческий клиент, скорее всего, нет. В-третьих, вопрос задач пользователя: если он хочет «просто сделайте мне красиво», да, нейросети рулят, как фильтры в Instagram – повесил и запостил. Но если пользователь хочет заложить какую-то графическую мысль, то простой стилизации нейросетью скорее всего будет недостаточно. Для Фотошопа существует куча полезных плагинов, которые позволяют достичь нужных промежуточных результатов быстрее, чем нативными средствами программы. В этом контексте нейросети будут просто более продвинутым плагином в руках ретушера. И еще. Когда я регистрировал ИП, мне было проще заплатить пару тысяч конторе, которая подготовит все бумаги. Хотя информация по ним открытая и не сказать, что сложности квантовой физики. Но мне не хотелось в это вникать и тратить время. Думаю, многие клиенты будущих ретушеров будут исходить из такой логики даже при наличии развитых нейросетей.

Саша Чалдрян

Фото и ретушь: Саша Чалдрян. Предоставлено виртуальной школой Profile

Bleek Magazine: Хорошо, профессии быть. Тогда скажи, с чего начать человеку, который внезапно решил всю свою оставшуюся жизнь работать с пикселями?

Саша Чалдрян: Сходить к психологу? Очень странное, на мой взгляд, решение. Если серьезно, то ответ вполне банален: выучиться и пахать. Если действительно есть амбиции на тему роста, чтоб не просто всю жизнь делать техническую ретушь туфель для каталогов, то надо прокачивать художественные навыки и композ (сложные фотоманипуляции и колллажирование), чтобы потом, может быть, уйти в крутую имеджевую рекламу – на фрилансе или в агентство. Для этого надо иметь определенный склад ума. Мне очень нравилось, что в Союзе был термин профнепригодности. Научиться можно ни чему угодно. Либо твое, либо не твое. Если дуб дубом, но упрямый настолько, чтобы прорвать все барьеры понимания в своей голове, значит, твое. Значит, пригоден. Вопрос мотивации. Как прокачивать художественный скилл? Ходить по выставкам, музеям – ничего нового. Смотреть хорошее кино. В первую очередь, хорошее по картинке. Сюжет не важен. Какое кино хорошее по картинке? Любое с большим бюджетом – все просто. Ну и было бы очень неплохо научиться фотографировать. Потому что работать с предметом, который неизвестно как и почему получается, – весьма странно.

Bleek Magazine: Как давно ты еще и фотограф, что тебе это дает, как ты пришел к необходимости снимать?

Саша Чалдрян: Я не еще и фотограф. Художником я назвать себя не могу, но пускай это будет слово имиджмейкер. Тот, кто производит картинку. Для этого используются инструменты: скотч, гвозди, модель, газон, вспышки, камера, частотное разложение, кривые, слои. Это все в одной линейке у меня. В какой-то момент я понял, что в картинке мне надо «вот то-то». И понял, что связка инструментов в ФШ принесет мне нужный результат за 6 часов. А правильно выставленный свет и нажатая кнопка спуска на камере – за час. Какой смысл тратить больше? Я всегда был самоучкой. То есть, основной опыт, который я получил как ретушер и фотограф – он правда мой, мой длинный цикл ошибок, падений и повторов. А я еще, кстати, я очень медленно читаю, зато могу даже спустя длительный срок в деталях пересказать прочитанное. Я эти буквы не прошвыриваю насквозь, а реально пропускаю через себя. В контексте фотографии единственный и неоценимый подарок я получил от Игоря Сахарова, который на своем интенсиве по студийной съемке в самом начале сказал три простых вещи: а) угол падения равен углу отражения, б) все в мире относительно и в) неважно, куда свет падает, важно, куда он отражается. Мне этого хватило. Особенно последней фразы, которая перевернула с ног на голову всю мою жизнь – не только фотографическую, но вообще целиком. А снимаю я лет 7 наверное уже.

Саша Чалдрян

Фото Игорь Сахаров. Ретушь: Саша Чалдрян. Предоставлено виртуальной школой Profile

Bleek Magazine: Ты ведешь онлайн-курс творческой ретуши – то есть, учишь людей разного рода украшайзерам — от коллажирования до стилизаций. Как считаешь, студенты чувствуют, как сильно ты далек от того, с чем они пришли и чем они живут?

Саша Чалдрян: На курсах бывает много случайных залетных, которые в принципе не представляют, о чем речь. Которые не читают почему-то о курсе и всей нашей системе обучения. Остальные вполне себе в теме. Я показываю студентам точку А и точку Б, в которую надо прийти на этом этапе развития. Рассказываю, какие тропинки между этими точками длиннее, какие живописнее, какие короче и ровнее. Рассказываю, какими видами транспорта можно путешествовать и какие препоны встретятся по пути. Пройти дорожку, правда, придется самому – организовать службу доставки тела я, к сожалению, не могу, это нереально, пока в наш мозг нельзя будет вставить флешку и загрузить чей-то опыт. Кто-то доходит до первого перекрестка и разворачивается, понимая, что, пожалуй, лучше посижу в точке А. Кто-то проходит до конца. Мы чуть ранее разговаривали про пригодность и упорство – ровно так все и выглядит. Мог бы я быть лучшим проводником? Наверное да, предела совершенству нет. Думаю, до конца года я еще раз перестрою весь курс с учетом опыта своего пути преподавателя и анализа потребностей учеников. Будет одновременно и попроще, и посложнее. Но, надеюсь, не менее увлекательно.

Bleek Magazine: Что сейчас модно в ретуши? Кто задает тренды?

Саша Чалдрян: Ответить на этот вопрос невозможно. Пришлось бы писать трактат. Мы в самом начале выяснили, что ретушь – это третья фаза получения итоговой картинки. И на всевозможных комбинациях предмета и техники съемки мы получаем миллиард направлений. В фешене в моде естественность и барОчное несовершенство. У хипстеров в инстаграме в моде вырвиглазный тил-оранж, звенящая резкость, обезличенность и сюрные сюжеты. У мам и домохозяек модна ваниль – мне кажется, это никогда не изменится. Список можно продолжать очень долго.

Саша Чалдрян

Фото и ретушь: Саша Чалдрян. Предоставлено виртуальной школой Profile

Bleek Magazine: Назови несколько самых важных качеств ретушера?

Саша Чалдрян: Давай немножко переформулируем. Не ретушера, а специалиста. Хорошего специалиста. Безупречное знание матчасти. В случае с ретушером, это ПО, свето- и цветовидение. И, что гораздо более важно, способность анализировать предмет работы, правильно ставить задачи и принимать решения. У Лебедева в Ководстве была замечательная сентенция – цитирую по памяти: инструмент дизайнера – фотошоп, инструмент арт-директора – дизайнер. Так вот важно качество – быть самому себе артдиректором, прокачивать не только фотошоп.

Bleek Magazine: Сколько студентов ты уже выпустил, можешь подсчитать? Рынок ретушеров перенасыщен, или специалистов, наборот, дефицит?

Саша Чалдрян: Несколько тысяч точно. Но в точку Б пришли не все. Хороших специалистов никогда много не бывает. Это принцип мироздания. И правила 10 000 часов никто не отменял.

Bleek Magazine: Что будет, если спрос превысит предложение? Назови какие-то смежные занятия, которые мог бы освоить ретушер?

Саша Чалдрян: 3D, верстка, допечатная подготовка – это все более менее рядом, но зачастую гораздо более нишево. Там везде, правда, пути тоже тернистые. Но предложения в том же 3D явно меньше, чем в ФШ.

Саша Чалдрян

Фото и ретушь: Саша Чалдрян. Предоставлено виртуальной школой Profile

Bleek Magazine: Опиши самые нелепые заказы на своей практике? В чем они заключались и как ты справлялся?

Саша Чалдрян: Давай я просто отдам тебе листок с одним техническим заданием, которое поступило в Студию Игоря Сахарова, ретушером которой я сейчас являюсь. Заказ, разумеется, в работу не пошел.

1. В кадре два ежика. Один ежик с негорящей лампочкой, другой ежик несет энергосберегающую лампочку на иголках. Ежики находятся как бы в норе, а из норы – панорама на большой город с окнами, где горит свет.

2. Морская свинка крутится в колесе, колесо подключено к трансформатору, который дает свет – горит энергосберегающая лампочка.

3. Маленький зайчонок спит в кровати и ему снится, как он вырос, стал сварщиком (уши торчат из-под маски) и варит что-то большое на очистных сооружениях.

4. Диспетчерская, пульт управления, много телефонов, в том числе звонящих, попугай сидит на них. На стене календарь «Нет лучше жениха». Попугай говорит: «Диспетчерская слушает».

5. Собака в прыжке подает перчатку электрику, работающему на столбе.

6. Три черепахи, запряженные в тележку, везут счетчики. На фоне многоквартирного дома стоят люди с плакатом, где написано: «Счетчику почет и уважение!»

7. Бассейн. Рыба прыгает с трамплина. На табло написано: «Чистая вода». Трибуна с людьми, на которой написано «Коммунальная Олимпиада», кольца в виде логотипа Заказчика.

8. Три котенка: один лакает воду, другой спит на батарее, третий висит на люстре.

9. Кот ведет на поводке робота-диагностика, который обследует трубу. На заднем плане стоит памятник А.С. Пушкину и дуб. И все это дает понять, что кот ученый.

10. Хорек раскладывает квитанции по коробкам, лежит блокнот с ручкой, калькулятор. Хорек – экономист. В одну коробку (маленькую) идут квитанции должников, на коробке нарисован череп с костями, на второй коробке, где много квитанций, нарисовать смайлик.

11. Собака с биноклем на шее сидит на возвышенности. Панорама очистных сооружений (есть надпись), облака, чайки летают – ощущение гармонии.

12. Хомяк в котельной расслабленный. Хорошо протоплено, стоит лежак и коктейль с трубочкой-зонтиком, на котором написано 0%. За окошком котельной идет снег.

13. Обложка – белая лошадь анфас, на ее груди висит табличка с надписью «Любимый заказчик».

Bleek Magazine: Чем западный рынок глянцевой фотографии и ретуши принципиально отличается от нашего?

Саша Чалдрян: В первую очередь, бюджетом. И пониманием того, как строится работа. Надо сказать, что на уровне компаний наш рынок уже весьма неплохо перешел на западные рельсы. Осталась одна важная проблема: модель проведения заказов и выстраивания работы переняли, а вот с кадрами – беда. Когда одно из звеньев, типа менеджера, просто так зашел на кнопку Форвард в почте понажимать и вообще не в курсе, что такое картинка и что такое круто, все рушится к чертям.

Саша Чалдрян

Фото и ретушь: Саша Чалдрян. Предоставлено виртуальной школой Profile

Bleek Magazine: Давай поиграем в Дудя: сколько ты зарабатываешь? Ну, или сколько может зарабатывать ретушер?

Саша Чалдрян: Зависит от конкретного человека. Если научился разбираться в заказах и заказчиках, самоорганизовываться, расставлять приоритеты, вести блоги, записывать видео, преподавать – то вполне прилично. В наше время все зависит от того, как хорошо ты научился монетизировать систему своих навыков. Но я – не самый типичный пример, все-таки, у меня постоянная многолетняя занятость в школе Profile, так что основной мой заработок – это зарплата преподавателя.

Bleek Magazine: Расскажи о своих онлайн-курсах в школе Profile? Как проходит обучение?

Саша Чалдрян: Мы в Profile разработали целую систему преподавания графики через интернет: это не какие-то видеоуроки, которые записываются один раз и продаются всем желающим, это – полная имитация обычных вузовских занятий, перенесенная в онлайн-среду. Личный кабинет называется «класс», в классе есть чат, где шепчутся студенты во время занятия, есть разные инструменты – поднять руку, задать вопрос. Разумеется, есть тесты, практические домашние задания с подробным разборов всех ошибок. Но система – это ведь не только удачная организация интерактива, это еще и методика преподавания. У нас в этом плане есть целые матрицы онлайн-курсов с понятной очередностью прохождения. Хочешь быть ретушером? На странице любого курса ты найдешь информацию о том, что тебе для этого понадобится. Чтоб приступить к изучению ретуши, нужны будут знания базового и продвинутого онлайн-курсов по Adobe Photoshop Андрея Журавлева – и уже только потом ко мне, изучать, что можно сделать с картинкой при помощи вполне освоенного инструментария.

Саша Чалдрян

Фото Игорь Сахаров. Ретушь: Саша Чалдрян. Предоставлено виртуальной школой Profile

Bleek Magazine: Ретуши можно научиться за один курс?

Саша Чалдрян: Курса у меня два – творческая и коммерческая ретушь. Обычно учащиеся начинают с коммерческой, где до автоматизма отрабатывают частотку и Dodge&Burn, потом переходят к творческой – сложному коллажированию и стилизации. Еще мы сделали «Практику ретуши» – там мы ничего нового не изучаем, зато много нового делаем. Это интересный проект: студенты приходят с какими-то идеями (съемка и обработка) и под моим руководством эти идеи воплощают, нарабатывая опыт и портфолио. Отвечая на твой вопрос – нет, ретуши нельзя научиться за один курс. Нужно освоить Фотошоп – это два курса. Коммерческая и творческая ретушь – еще два курса. И хотя бы один раз (для перфекционистов – несколько) пройти практику. Итого – пять онлайн-курсов. Если мы посчитаем временные и финансовые затраты – то получится в несколько раз быстрее и на порядок дешевле, чем все прочие способы.

Bleek Magazine: Последний вопрос: предостереги от чего-нибудь, или посоветуй что-нибудь молодым специалистам.

Саша Чалдрян: Развивайтесь. Инвестируйте в себя – в здоровье и профессию. Постоянно изучайте иностранные языки. Выбирайте профессию, дающую максимальную свободу и возможность творческой самореализации, иначе вы будете несчастны. Путешествуйте и живите в красивых местах – месяц на Бали иногда даёт гораздо больше визуального профита, чем годы в хорошем районе Москвы. Учитесь онлайн, экономьте ресурсы. Общайтесь с теми, кто делает вас лучше. Ну и высыпайтесь – хотя бы иногда.

© Bleek Magazine. Беседу вела: Алена Чорнобай.


Преподаватель:  Саша Чалдрян
Курсы: Коммерческая ретушь, Творческая ретушь
Форма обучения: интерактивная/онлайн (занятие в виртуальном классе + домашние практические задания + видеозаписи для повторения материала)
Продолжительность: 7-8 онлайн-занятий и 6-7 практических домашних заданий в течение 1-2 месяцев.
Периодичность и время обучения: см. подходящие группы

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны.

Send this to a friend