Куратор PHOTOBOOKFEST — о том, к чему готовиться, у кого учиться и чего не бояться на предстоящем международном фестивале фотокниг в Москве

В мае 2017 года в российской столице впервые пройдет PHOTOBOOKFEST – мероприятие, призванное наконец вывести авторскую фотокнигу из тени лощёных альбомов в духе «100 чудес природы края». Как говорится: «Давно пора!»

Фестиваль пройдет на площадке Центра фотографии имени братьев Люмьер, и организацией выставочной программы, визитов именитых иностранных и местных гостей, а также привозом книжных коллекций занимается команда этой галереи. О том, к чему готовиться, кого слушать и что листать, «Bleek Magazine» расспросил куратора фестиваля Катерину Зуеву.

Катерина Зуева

Катерина Зуева. Фото: Анна Крылова. Из личного архива Катерины Зуевой

Bleek Magazine: Российские авторы уже не первый год демонстрируют отличные результаты, принимая участие и побеждая в международных конкурсах и фестивалях фотокниг, а на родине, получается, фестиваль в этом году первый? Чем это можно объяснить? Почему в России фотокнигу так сложно оценить как «самодостаточный формат художественного высказывания в современной визуальной культуре»?

Катерина Зуева: Это можно объяснить общим положением фотографического сообщества в России. Все связано: и недостаточная развитость галерейного рынка, и плачевная ситуация в области фотообразования, и слабая исследовательская база. У нас, к сожалению, почти нет исследователя, нет зрителя, нет производителя, поэтому нет и такой широкой аудитории, которой была бы интересна фотокнига.

Bleek Magazine: Это при том, что в Европе бум фотокниг уже даже идет на спад…

Катерина Зуева: Да, конечно, такое есть. Но есть и свои плюсы. Нам, например, пока не грозит проблема перепроизводства или тенденция создания «книги ради книги». Не стоит перепрыгивать какие-то этапы только потому, что где-то они уже закончились. И я не могу сказать, что в России – тотальный игнор фотокниги. В профессиональных кругах ряд событий все же имел место.

Например, несколько лет назад в Петербурге прошел отличный проект, организованный Дашей Туминас совместно с голландскими фондами. Со Школой Родченко постоянно поддерживает отношения Гёте Институт, который помогает устраивать поездки студентов на европейские книжные фестивали или, наоборот, приглашать с лекциями независимых немецких издателей. Лет пять назад в Москве на Винзаводе в галерее «Меглинская» был проведен «Сход» – двухдневное мероприятие, посвященное фотографическим «зинам».

Но, конечно, самые большие надежды мы возлагаем на предстоящий фестиваль. Мероприятие такого масштаба, каким мы его задумали, будет в стране первым. Прежде всего нам важно поставить вопрос о том, что, вообще, представляет собой фотокнига, заявить о ней как о явлении и ввести понятие в оборот искусствоведов и людей, пишущих о фотографии и визуальной культуре. Немногие имеют возможность успевать следить за информационными потоками, отражающими то, что происходит в богатой на события Европе, поэтому мы хотели бы помочь авторам, которые, может быть, не настолько себя чувствуют участниками международной арены, воспринять и «впитать» этот формат.

Елена Холкина

Елена Холкина. «Doorways». Фото предоставлено организационным комитетом PHOTOBOOKFEST

Bleek Magazine: Миссия первого фестиваля на сайте представлена как «открытие широкой аудитории фотокниги»… То есть все же основная задача – просвещение людей, которые пока от нее далеки? Не боитесь остаться непонятыми? Ведь создание фотокниг как объектов искусства – занятие все же весьма нишевое, и некоторые визуальные высказывания (достаточно вспомнить проекты Брумберга и Чанарина, например, «Holy Bible») понять неподготовленной аудитории не так легко. Какие стратегии собираетесь использовать, чтобы сделать встречу «широкой» аудитории с такого плана книжными проектами более приятной?

Катерина Зуева: Я надеюсь на образовательную программу и на доступные широкой публике выставочные проекты. Вообще в образовательной программе будет такой пункт, как история советской авангардной фотокниги, несколько подробных лекций из курса «К истокам медиума», подготовленного в свое время для «ФотоДепартамента», прочитает Настя Богомолова. Состоятся дискуссии и встречи с авторами. Думаю, каждый зритель к чему-то отдельному прикипит. Поэтому не вижу проблемы.

Один из самых интересных зарубежных гостей фестиваля – издатель «Aperture» Лесли Мартин (Lesley A.Martin). Она поделится опытом работы в крупном издательском доме, расскажет об «Aperture» как о сложносочиненной культурной институции и представит их новые издания.

В образовательном блоке также примут участие такие гости, как Маркус Шадэн (Markus Schaden) из Музея фотокниг в Кёльне, Сальваторе Витале (Salvatore Vitale) из журнала «Yet», Дитер Нойберт (Dieter Neubert) — организатор Kassel Photobook Fest, который привезет свежую подборку финалистов кассельского конкурса, аналогичного нашему. Кроме того, мы надеемся, что удастся пригласить на фестиваль Матье Шарон (Matthiey Charon) из парижского издательства «RVB Books», Дэльфине Бедель (Delfine Bedel) из «Meta/books» и Алессандро Людовико (Alessandro Ludovico) из «Neural Magazine». Переговоры по поводу визита этих гостей идут прямо сейчас, у всех довольно насыщенный график. Кстати, с Алессандро будет очень интересно пообщаться на тему его недавнего исследования под названием «Post Digital Publishing», и я думаю, что нам удастся устроить развернутую дискуссию на эту тему.

Уже подтвердили свою готовность провести мастер-класс редактор немецкого журнала «Die Nacht Magazine» Калин Крузе (Calin Cruse) и российский книжный дизайнер Антон Лепашов. Лично изъявил желание посетить фестиваль Питер Пуклус (Peter Puklus), автор чудесной инсталляции «Handbook to the Stars», которую недавно приобрел в коллекцию венгерский Людвиг Музей. Произведение будет представлено в экспозиции PHOTOBOOKFEST.

Питер Пуклус

Питера Пуклус. Фрагмент инсталляции «Handbook to the Stars».
Фото предоставлено организационным комитетом PHOTOBOOKFEST

Bleek Magazine: А какого плана фотокниги войдут в экспозицию выставки? Потому что, если вспомнить, какие именно издания, например, можно полистать в магазине при Центре фотографии… арт самиздата там все же очень мало. Он весь на скромном стенде в уголочке помещается. 80% – классика фотографии, глянцевая и красивая…

Катерина Зуева: Ну, магазин – это магазин. Ха-ха-ха! Во многом «PhotoBookPoster» ориентируется не на прорыв в художественном слове, а на рынок. Но при этом я могу сказать совершенно ответственно, что этот магазин в Москве – самый лучший для тех, кто хочет прийти и купить что-то, связанное с фотографией. И мы все же стараемся сохранять некий баланс между диким самиздатом, limited edition, качественными западными изданиями и, скажем, альбомом «100 чудес России»!

Bleek Magazine: Только не говорите, что у вас в магазине продаются «100 чудес России»!

Катерина Зуева: Честно говоря, я не знаю! Но, вообще, у нас, конечно, есть популярные альбомы, которые можно подарить, скажем, начальнику «на стол». И это не значит, что большие и красивые альбомы – плохо. Например, западные издательства «Штейдел» или «Мак» – крупные игроки в книжном бизнесе, и в то же время они делают офигенные вещи. Иногда да, это монография какого-нибудь крутого классика.

Если посмотреть на то, что происходит в нашем книжном магазине, как на какой-то показатель… Авторские книги в большинстве своем пока просто пылятся, на них специально приходят взглянуть, полистать – но потом ставят обратно на полку. Какие-то продажи происходят и мы стараемся как можем рассказывать об этих авторах через наши соцсети, обзоры и рассылки книжных новинок. Люди постепенно начинают интересоваться. Но, конечно, не так, как сборниками Картье Брессона или фотографиями «National Geographic». Ничего страшного!

Bleek Magazine: Сегодня купил Картье Брессона, а завтра, глядишь, и Игорем Самолетом заинтересовался.

Катерина Зуева: Почему нет? Хотя, наверное, скорее Брассая, а не Брессона.

Юлия Борисова

Юлия Борисова. Разворот книги «О мужчинах, парящих в воздухе».
Фото предоставлено организационным комитетом PHOTOBOOKFEST

Bleek Magazine: Катя, а что, на ваш взгляд, должно случиться, чтобы широкая аудитория обратила внимание на авторские фотокниги?

Катерина Зуева: Ну, это вопрос не только про фотокниги, а уже чуть более сложная тема. Об этом нужно больше говорить в федеральных СМИ, чтобы фотокниги, например, интересовали газету «Метро», а не только журнал «Bleek Magazine»! На самом деле, может быть, в нашем сознании еще осталось мнение, что книга – лучший подарок. Нужно просто перестать воспринимать фотографическую книгу как развлечение, набор красивых картинок на скучный вечер. Все-таки каждая книга – послание… Даже роман! Ведь ты покупаешь ту или иную книжку, потому что ты хочешь с ней жить. Да, с книгой нужно захотеть жить.

Еще один вопрос касается экономической доступности. Так или иначе, авторские фотокниги – это не тонкие книжки издательства «Эксмо», которые продаются в переходе, а какие-то дорогие истории. Сегодня в России молодой автор, пытающийся опубликовать свою книгу, вряд ли имеет шансы получить на ее производство финансовые средства или грант. Нет целевой поддержки искусства вообще, причем я имею в виду не поддержку таких национальных проектов, как Большой театр, а более горизонтальные, низовые инициативы. В стране очень мало государственных и коммерческих, частных фондов, с которыми мог бы взаимодействовать фотограф или художник, работающий с фотографией.

А возвращаясь к фестивалю, могу сказать, что на выставке, которую готовит Настя Богомолова, в основном, будет все же достаточно широко представлена именно авторская фотокнига. Покажем книжные проекты Кати Анохиной, Димы Лукьянова, Юлии Борисовой, Артура Бондаря, Яны Романовой и других авторов. Такие штучные и одновременно очень качественные вещи – это не самиздат, не тетрадка на скрепке.

Bleek Magazine: Как? Тетрадок не скрепке не будет?

Катерина Зуева: Будут и они! Команда «Samopal Books» примет участие в небольшой образовательной программе, связанной с нарочитым ризографным самиздатом. Этим проектом занимается Александр Маршани, который не так давно в одном из выставочных залов галереи на Песчаной делал выставку «Ground Zin Fest», где представил «зины» как отдельное культурное явление, причем не только в фотографии, но и в графике и музыке.

В выставочном блоке, конечно, будут показаны и европейские книжные «хиты». Это, прежде всего, финалисты конкурса «Aperture» – работы уже как бы «высшего эшелона», победившие в номинациях «лучший каталог», «книга года» и «лучшая первая книга». Книжки – уже в Москве и ждут, чтобы их аккуратненько прибили к столу. Плюс мы будем показывать финалистов и программу прелестнейшего конкурса «Flip Book Photobook Awards» – это небольшой конкурс книжных видео, организованный фотографом Сережей Новиковым. Сама история, конечно, очень внутренняя, но она дает возможность посмотреть на совершенно невероятные издания со всего мира, сделанные в таком интересном для показа видеоформате.

Ирина Попова

Ирина Попова. Фрагмент экспозиции книжного проекта «Welcome to LTP».
Фото предоставлено организационным комитетом PHOTOBOOKFEST

Bleek Magazine: А какие книги, на ваш взгляд, станут «звездами» фестиваля?

Катерина Зуева: Из российских авторов будут книги Юлии Борисовой, Димы Лукьянова, Иры Поповой. Проект Иры про вытрезвитель, собственно, как и все остальное, что делает издательство «Dostoevsky Publishing», отличается легкой «переудалью», но мне самой он нравится. Клёво проект будет показан и в экспозиционном плане: с кубами и решеткой, за которой как раз и находятся книги.

Я думаю, что все ждут возможность увидеть своими глазами список победителей «Aperture». В прошлом году в рамках этого конкурса, например, была номинирована книга «Illustrated people», изданная французским «RVB Books», сооснователь которого — Матье Шарон — также примет участие в фестивале в качестве гостя. С одной стороны, книга выглядит как брошюра, что-то вроде тетрадки с пластиковой красной обложкой. Но с другой, эта же обложка как бы защищает ее от солнечных следов. Идея проекта заключается в том, чтобы на теле оставались следы – истории архива, через которые подчеркивается взаимодействие времени.

Bleek Magazine: Расскажите, пожалуйста, про конкурс макетов, который заявлен в рамках фестиваля. Не боитесь утонуть в заявках? Ведь легкость процесса сборки «дамми», общедоступность подобного формата – одновременно и один из недостатков современной фотокниги. Есть ли какой-то изначальный фильтр при регистрации участников? Как будут определяться победители?

Катерина Зуева: Стоп-фильтров у нас нет. Скажу откровенно, конкурс уже заявлен, и пока я не могу сказать, что мы завалены невероятнейшим потоком желающих принять участие. Поэтому очень их ждем и постараемся задействовать по максимуму региональные и международные связи для анонсирования. Интереснее всего именно авторы вне поля нашего зрения. Формальных ограничений всего три: географические, возрастные и количественные. Присылать свои макеты могут авторы старше 18 лет из стран СНГ и Грузии, и каждый может подать на конкурс не более трех макетов.

Мои личные критерии определения победителя следующие. Это идея, дизайн и адекватно выбранные для «дамми» материалы, в том числе, конечно, и фотографические. «Жюрение» будет проходить по десятибалльной системе в два этапа. Мы надеемся, что соберется какой-то объем, из которого мы сможем выбирать и по поводу которого горячо спорить.

Bleek Magazine: Кто вошел в состав жюри?

Катерина Зуева: В состав жюри отборочного этапа войдут представители местного сообщества, которые сформируют довольно широкий «шорт-лист». Уже дали согласие Надя Шереметова («ФотоДепартамент»), Лариса Гринберг (галерея «Гринберг»), фотограф Александр Гронский, исследователь и фотограф Анастасия Богомолова, Дмитрий Мордвинцев («ABCdesign»), технический директор Алексей Оборин (типография «Парето-Принт»).

Окончательный список международного жюри мы объявим позже. По сути, это будут те гости, которые к нам приедут для личного участия в фестивале. Решение предоставить возможность выбирать победителя именно иностранцам принято неслучайно. Мы не хотим, чтобы они были «отягощены» знанием всей местной фотографической сцены, так оценка окажется более объективной.

Артур Бондарь

Артур Бондарь. «Тени звезды Полынь». Фото предоставлено организационным комитетом PHOTOBOOKFEST

Bleek Magazine: Три причины, почему зрителю, не знакомому с миром фотокниг, стоит посетить фестиваль?

Катерина Зуева: Фестиваль даст легкий обзор того, чтобы было раньше и есть сейчас, предоставляя посетителям возможность быстро обозначить себя среди этих этапов и разобраться с происходящем. И понятно, что книга – это повод. Повод собрать людей, талантливых профессионалов, вхожих в фотографию с той или иной стороны, поэтому надеюсь, что фестиваль станет событием, наэлектризованным общением с разными людьми из разных сфер художественной деятельности, очень насыщенным в образовательном и выставочном плане. Скучать не придется!


© Bleek Magazine. Беседу вела: Ольга Бубич.

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны. Оставляйте комментарии — мы любим общение.

Send this to a friend