Фотограф, фоторедактор, кинооператор, создатель проектов Photopolygon и FRONT.PHOTO о своем авторском курсе «Основы композиции в фотографии»

Артем Чернов — выпускник курсов фоторепортажа при СЖ СССР и операторского факультета ВГИК, фотокорреспондент «Независимой газеты» (1998-2006), фоторедактор онлайн-версии журнала «Русский репортер» (2010-2013), ведущий проектов Photopolygon и FRONT.PHOTO, посвященных репортажной фотографии. Призер ПрессФото России (2001, 2004) и «Серебряной камеры» (2005).


Bleek Magazine: Артем, почему именно «композиция в фотографии»? Ведь о композиционном построении снимков написано довольно много и, казалось бы, при желании именно в этом вопросе можно разобраться самостоятельно (что многие и пытаются сделать). Что дает ваш курс учащимся помимо теоретической базы?

Артем Чернов: Я бы не сказал, что по этому предмету так уж много хорошей литературы на русском языке. Как правило, я рекомендую работы Александра Лапина (но не каждому их удается осилить, они трудны для восприятия) и книгу Л.П.Дыко, которая, собственно, и была положена в основу моего курса, — хотя у неё тоже есть ряд серьезных недостатков. Другие книги, которые бы вызывали у меня доверие, я просто не знаю (мог и упустить что-то, конечно). На полках книжных магазинов я вижу обычно совсем примитивные коммерческие пособия с яркими картинками и бессистемным изложением материала, в основном там все вертится вокруг простейшего «правила третей», не дальше. Есть ещё академические учебники композиции для художественных вузов, но для фотографов они всё же очень неудобны, это другой мир, их нужно «переводить» на язык фотографии.

Я выбрал книгу Дыко, потому что там очень жёсткий и десятилетиями проверенный «скелет»,  система преподавания основ восприятия изображения. Лидия Павловна долгое время была профессором операторского факультета ВГИКа, а это весьма серьезная «фирма» (я сам слушал её курс дважды, первый раз как студент-фотожурналист, второй раз — как студент-оператор). Мне этот курс очень помог всё расставить по местам в голове.  Мои ранние кадры никуда в прессу тогда не брали. Прослушав курс в первый раз в 1990-м, я смог потом и поступить во ВГИК на операторский, и попасть «с улицы» в штат фотокорреспондентов одной из главных в то время газет страны. Всё — с комплектом учебных фотографий, сделанных по заданиям этого курса. В начале 2000-х, когда активно работал фотокорром, я не раз попадал в призеры конкурсов уровня «Пресс Фото России». А до учебы я был «зеленым» юнцом с абсолютной кашей в голове.

Курс «Основы композиции в фотографии» — это возможность овладеть ключевыми профессиональными понятиями, которых, увы, нет сейчас в обиходе начинающих фотографов. Каковы основные законы восприятия изображения? Как автор может управлять вниманием и ощущениями своего зрителя? Почему внимание зрителя фиксируется на одних кадрах и скользит мимо других? Курс отвечает на эти вопросы. Ну и главное — это получение навыков работы: в программе курса не только лекции, но и практические задания, всего около 60 за 5 месяцев. Обучение без практики невозможно.

Артем Чернов, интервью журналу Bleek Magazine

Фото: Иван Белозеров

Bleek Magazine: Учебник Лидии Павловны Дыко и Анатолия Дмитриевича Головни «Фотокомпозиция» (М.,1955) был написан в середине прошлого века, разве за это время не произошло каких-то кардинальных изменений во взглядах на фотографию? Как вы относитесь, например, к теоретическим рассуждениями о репортажной и художественной фотографии Александра Лапина, изложенным в книге «Фотография как…» (М.,2003)? Почему все-таки выбран классический подход?

Артем Чернов: Книжка Дыко сейчас, надо честно признать, выглядит несколько устаревшей. От этого факта не денешься никуда. Но я как раз с Александром Лапиным её обсуждал уже в 2010-м. Он, как и я, считал верным сам её план изложения и понятийный аппарат. Большая часть иллюстраций у Дыко — работы студентов ВГИКа 50-х годов! С тех пор фотография ушла очень далеко. Поэтому необходимы современные примеры и иллюстрации, от лучших мастеров. И рассказ о сегодняшних подходах и реалиях. Именно это я и делаю — как умею, на основе того, с чем сам работал, знаком, чем пользовался на реальных современных съемках и что вижу у успешных коллег разных поколений, от классиков до молодежи. Если искать аналогии, то мой курс можно было бы сравнить с математикой для средней школы. А книги Лапина уже в те времена были высшей математикой — гораздо более сложный и тонкий уровень. Хотя отдельные темы из его книги я добавил в мой курс, у Дыко их нет, но без них никак, по-моему.

Bleek Magazine: Курс существует уже более шести лет. В какой момент у известного репортера и фоторедактора возникло желание заняться преподаванием?

Артем Чернов: Примерно тогда я начал проект Photopolygon, это, видимо, главное, что я вообще в жизни сделал… Проект требовал какого-никакого финансирования. И вокруг него собиралось много неофитов, желающих, чтобы им пояснили, почему одни кадры «работают» лучше, чем другие. Как вообще строится кадр. Я не очень стремился преподавать, но жизнь как-то так повернулась, что набралась одна группа, другая… От курса Дыко я оставил лишь «скелет», план. Всю конкретику изложения и 95% иллюстраций я собрал заново, исходя из своего практического опыта, — и фотографического, и киношного.

Артем Чернов, интервью журналу Bleek Magazine

Фото: Фархад Азизов (Париж)

Bleek Magazine: Первоначально ваш курс существовал именно для онлайн-слушателей, однако недавно появилась очная группа. Почему было принято такое решение? Есть ли разница в программе для этих двух групп? Какой способ взаимодействия с учениками лично вам кажется более интересным и продуктивным?

Артем Чернов: Очные и сетевые группы были с самого начала, параллельно. Программа — одна для всех. С очной группой, конечно, гораздо больше проблем: аренда зала, проектора, да и по вечерам куда-то надо ехать… Но зато у нас с группой прямой контакт. Обсуждения гораздо свободнее проходят, когда говоришь глаза в глаза. В этот раз для очной группы я делаю дополнительное «уличное» занятие с участием Артёма Житенева, виртуозного мастера «стрит-фотографии».

Артем Чернов, интервью журналу Bleek Magazine

Фото: Дмитрий Коробцов (Рига)

Bleek Magazine: На какой уровень подготовки рассчитан ваш курс? Бывают ли ситуации, когда в рамках одной группы приходится работать с уже продвинутыми и совсем начинающими студентами? Как выходите из положения?

Артем Чернов: Уровень разный у слушателей, конечно, но все же я работаю с людьми, которым не нужно объяснять, где какие кнопки на фотоаппарате и что такое диафрагма и затвор. Уровень «продвинутых чайников» и выше. Если ты камеру уже знаешь немного, этот курс — как фитнес-зал, а каждое задание — отдельный «тренажер». От тренировки в зале ведь польза есть и совсем новичку, и серьезному спортсмену — «мышцы» подкачать полезно всем. И мне самому в том числе: часть моих заданий я могу сделать за 5 минут, но другие потребуют труда и упорства — в том числе и от меня: их непросто выполнить даже опытным фотографам.

Этот курс — как фитнес-зал, а каждое задание — отдельный «тренажер». От тренировки в зале ведь польза есть и совсем новичку, и серьезному спортсмену — «мышцы» подкачать полезно всем.

Bleek Magazine: Все ли ученики действительно хотят учиться? Или это как в школе: есть свои прогульщики и двоечники, не делающие домашние задания? Случаются ли какие-то забавные происшествия во время занятий?

Артем Чернов: Одна слушательница была раз ошарашена, увидев свой собственный кадр среди учебных примеров, которые я показывал. Не знала даже как реагировать: то ли возмущаться, то ли гордиться. Выбрала второе: кадр был хороший, я его встретил где-то в соцсетях и взял как удачный пример работы с цветом.

Мне везет на слушателей, мне с ними интересно. А делать ДЗ или нет — это их дело, я не заставляю, но говорю, что учеба всерьез начинается только в момент, когда ты с учебным заданием в голове и камерой в руках выходишь что-то снимать. Без практики лекции быстро выветриваются, а люди же платят за то, чтобы чему-то научиться.

Артем Чернов, интервью журналу Bleek Magazine

Фото: Константин Ващенко (Львов)

Bleek Magazine: Известный факт: Павел Петрович Чистяков, воспитавший целую плеяду замечательных русских художников (В.А.Серова, В. И. Сурикова, М.А.Врубеля, В. М. Васнецова и многих других), сам был живописцем весьма посредственным. То есть хороший учитель —  не обязательно выдающийся специалист в той области, которую он преподает. Вы — достаточно известный и успешный фотограф. С вашей точки зрения есть в этом плюсы или, наоборот, минусы для преподавателя? Вообще, насколько связано умение педагога хорошо объяснять и уровень его мастерства в творчестве?

Артем Чернов: Я бы не преувеличивал свои успехи как фотографа, я вижу вокруг много коллег, добившихся гораздо большего и работающих ярче, гораздо ярче и эффективнее, чем я. И я стараюсь показывать их работы и рассказывать об их опыте на моем курсе. В творческих профессиях часто хороший педагог сам «играет на скрипке по-профессорски», то есть чисто, правильно, но не гениально, не как Ойстрах. Но Ойстрах в итоге — выпускник такого педагога. Это нормально и в музыке, и в театре, и в кино. Какой я преподаватель — не мне судить, не знаю. Хотелось бы, чтобы и мои кадры кто-то потом помнил, но не уверен, что что-то из них «останется».

Артем Чернов, интервью журналу Bleek Magazine

Фото: Фархад Азизов

Bleek Magazine: Среди выпускников вашего курса такие известные фотографы, как Влад Сохин, Екатерина Соловьева, Александр Чернавский и другие. Когда к вам приходят ученики, можете ли вы сразу определить, у кого из них большое будущее в фотографии?

Артем Чернов: Успех фотографа связан не только с его дарованием, но и с отношением к своему делу, труду. С тем, какие задачи он ставит для себя. Есть много людей с абсолютным слухом, но не все они великие музыканты, и наоборот, не все великие музыканты и артисты родились с абсолютным слухом. С изображением то же самое. У меня было несколько слушателей, снимавших блестяще, но в итоге успешно работающих теперь в банках и офисах. А были ребята, снимавшие средне, но ставшие фотографами-профи за счет труда, упорства, амбициозности, «проектного» мышления, глубокого и живого понимания современного контекста профессии.

Так что я могу только сказать: «У тебя получается». А что с этим делать — каждый решает сам. Успех — это всегда работа, а природный дар как таковой вам ничего не гарантирует. Видение можно развить, если отправлять свой талант, большой или маленький, работать «в поля». Если пахать и получать от этого кайф.

Преподаватель: Артем Чернов

Курс: Основы композиции в фотографии

Форма обучения: очно (Москва) и дистанционно (Skype)

Периодичность: очно — 1 раз в год, дистанционно 1-3 раза в год.

© Bleek Magazine. Беседу вела: Раиса Михайлова. В материале использованы фотографии слушателей курса.

Send this to a friend