Пейзаж или портреты? Светлые или темные тона? Полотна на всю стену или скромные форматы? Алгоритмы рынка азиатской фотографии в интервью с Анджелой Ли, владелицей художественной галереи в Гонконге


Одно их характерных мест, которое советуют всем туристам, посещающим Гонконг во время отпуска или деловой поездки, – улица с маркетингово-правильным названием Голливуд Роуд. Место, полюбившееся как молодежи из мегаполиса, так и гостям из-за границы, сосредоточение антикварных лавочек и странных магазинчиков с модными сувенирами, оживленных баров с коктейлем европейских языков и пафосных салонов с дизайнерскими коллекциями. Парад витрин действительно напоминает что угодно, но не Азию. Но есть на «Голливудской тропе» уголок, где шансы с головой окунуться в культуру региона и в полной мере ощутить все его противоречия еще велики. Это художественная галерея Анджелы Ли с одноименным «говорящим» названием –«Contemporary by Angela Li»  – институция, которая занимается продвижением современных, авангардных авторов из Китая и Гонконга и знакомит местную публику с иностранными художниками и фотографами, пытающимися в своем творчестве разобраться с секретами азиатских реалий.

Фотография играет не последнюю роль в выставочной деятельности детища Анджелы Ли. С момента открытия галереи в 2008 году, здесь демонстрировались выставки Чена Чжагана, Чи Пенга, Хе Чонгу, Питера Штайнхауэра и многих других. Помимо проведения выставок и продажи произведений, галерея оказывает услуги по консультированию корпоративных клиентов. В списке успешно реализованных проектов – оформление интерьеров крупных сетей международных отелей, казино и клубных домов в Китае, Гонконге и Великобритании.

Основательница и куратор Анджела Ли рассказывает “Bleek Magazine” об особенностях работы в азиатском регионе, предпочтениях местных коллекционеров и темах, интересующих сегодня китайских и гонконгских авторов.

Анджела Ли

Анджела Ли. Предоставлено Анджелой Ли


Bleek Magazine: Как бы вы описали ситуацию на рынке искусства в Азии и Гонконге? Велик ли спрос на приобретение или коллекционирование произведений искусства, в частности – фотографии?

Анджела Ли: В общем, он здесь все еще формируется. Несмотря на многолетнее присутствие в Гонконге ряда аукционов и одного из самых высоких в мире объема транзакций, первичный арт рынок пока достаточно молодой, равно как и база коллекционеров.

Последние года три искусству стали уделять гораздо больше внимания, в связи с чем медленно растет и спрос. Но, конечно, сравнивать Азию с Западом, где искусство давно воспринимается как естественная составляющая жизни человека, а коллекционирование пользуется огромной популярностью, рано. Здесь только предпринимаются попытки разобраться, что же это такое.

Кстати, когда почти девять лет назад я открывала в Гонконге галерею, показывала я именно фотографию. В то время, причем не только здесь, но и в Азии вообще, она не рассматривались коллекционерами как нечто достойное внимания. Этот вид искусства всем был в новинку: в начале 2000-х его фактически не существовало, не говоря уже о крохотном количестве тематических выставок. Люди не видели фотографию и не понимали ее.

Поэтому на первых этапах публика скорее лишь присматривалась, любопытствовала, задавала вопросы относительно технических аспектов снимков. Казалось, люди заняты ее пристальным изучением, в галерею приходило много посетителей, но в основном чтобы смотреть, а не покупать. Признаюсь, зрителям понадобилось много времени, чтобы почувствовать себя комфортно и начать собирать коллекции фотографий. Сейчас рынок стал гораздо более открытым, а фотография превратилась в один из самых «горячих» медиумов для коллекционирования. Но мы проделали долгий путь… результат пришел не сразу.

Анджела Ли

Чен Чжаган. Конвейерная лента, 2012. Предоставлено галерей «Contemporary by Angela Li»

Bleek Magazine: А как бы вы описали своих клиентов? Все же среди них больше азиатских коллекционеров, или, в виду специфики Гонконга, превалируют живущие и работающие здесь иностранные бизнесмены?

Анджела Ли: Раньше среди клиентов было много экспатриантов, еще одна категория покупателей – иностранные туристы. Если сравнивать нынешнюю ситуацию с тем, что было в Гонконге десять лет назад, стоит отметить, что раньше коллекционеры были менее подкованными. С каждым годом появляется все больше молодых лиц, растет и доля азиатских клиентов, в основном из Китая, экспатриантов же становится меньше. Однако, думаю, что эта тенденция отражает прежде всего уменьшение количества иностранцев, проживающих в городе на постоянной основе. То есть дело не в снижении интереса, а в том, что люди просто уезжают из Гонконга.

Bleek Magazine: Существует мнение, что азиатские фотографы чаще выбирают в качестве темы визуальных исследований архитектуру, в то время как люди, их частная жизнь и более личные пространства остаются вне области внимания. Насколько эта тенденция прослеживается в фотопроектах, представляемых в вашей галерее?

Анджела Ли: В нашей галерее мы делали целую выставку, полностью посвященную портретам. Но в общем, мне кажется, сам рынок предпочитает показывать нечто «нейтральное» – здания, архитектуру… Не буду утверждать с большой долей уверенности, но тенденция действительно есть.

Однако это вовсе не значит, что фотографы интересуются исключительно нейтральными ландшафтами. Например, самый первый автор, чью выставку я показала в галерее в 2008 году, – пекинец Чен Чжаган (Chen Jiagang). Он проехал весь Китай, снимая старые промышленные здания, на фоне которых фотографировал одного или нескольких людей. Основная тема его работ связана с сопоставлением индустриального прошлого Китая и его последствий – того, с чем люди вынуждены сталкиваться сейчас.

Я долго работала с Ченом, и отношения между нами до сих пор теплые, в том числе и потому, что он не говорит по-английски, и я лично занимаюсь всеми его заграничными контактами, взяв на себя скорее роль агента, а на просто галереи, представляющей его проекты. Кстати, три года назад мы делали выставку двадцати его работ в МАMM.

Однако, возвращаясь к вашему вопросу…. Да, я действительно соглашусь, что азиатским клиентам сложнее разместить дома чей-то портрет. В Азии, в частности в Гонконге, людям приходится жить в весьма ограниченном частном метраже. Поэтому, если в своей крохотной квартире вы вдруг решите поместить портрет человека, который не приходится вам родственником… ну… это будет выглядеть немного странно… Портрет незнакомца, никакой кровной связи, но он мелькает у вас перед глазами каждый день!

Анджела Ли

Чен Чжаган. Корабль в Чанг Шу, 2012. Предоставлено галерей «Contemporary by Angela Li»

Bleek Magazine: А какие еще характеристики, связанные именно с азиатской культурой, можно привести для описания предпочтений местной публики в области фотографии?

Анджела Ли: Выбор обусловлен личными предпочтениями, в плане цветовой гаммы или размера четкой тенденции не прослеживается. К сожалению, самые большие ограничения, как я уже отмечала, диктует наша жилая площадь…

Например, каждый раз, показывая работы больших форматов, я убеждаюсь, что люди не могут их приобрести, ввиду размера домов и стен… Что касается цвета, многие коллекционеры лично или дизайнеры интерьера, которые приходят с ними в галерею, сразу же уточняют свои предпочтения, чтобы подобрать работы, подходящие по цвету к их апартаментам. И, конечно, из-за того, что стены часто белые, большой популярностью пользуются произведения именно этого цвета.

Лично я нахожу чрезвычайно впечатляющими белые фотографии из серии Питера Штайнхауэра (Peter Steinhauer) «Коконы», посвященной зданиям, обернутым в строительные леса. Штайнхауэр – американский фотограф, который двадцать лет жил в Гонконге и других частях Азии и только недавно вместе со своей семьей вернулся в США. Гонконгу он посвятил несколько созданных здесь серий, и «Коконы» – как раз одна из них. Рассматривание фотографий из этого проекта затягивает, хочется изучать каждую из них с большим вниманием, обнаруживая деталь за деталью. Если же взглянуть на работы мельком, они могут показаться очень абстрактными.

Тема, которую затрагивает Питер, для Гонконга уникальна. Мне кажется, работать над ней в любом другом месте было бы просто невозможно. Структуры, привлекшие его внимание, сделаны из бамбука вручную, рабочие при монтировании лесов должны были карабкаться вверх и вниз, вставляя палки и обматывая отдельно каждую из них. Пристальное разглядывание деталей в чем-то успокаивает, в архитектурном плане все эти «коконы» действительно живописны!

Bleek Magazine: …как сами по себе – уже произведения искусства…

Анджела Ли: Да, чем-то похоже на Христо. Все собрано вручную, все из бамбука… Кстати, сами структуры очень легкие и при этом устойчивые! Удивительно! Они – часть истории Азии, раньше такие леса можно было увидеть в разных уголках континента, но сейчас, я думаю, Гонконг – единственное место, где их все еще применяют при строительстве.

Но если вы лично подойдете, чтобы рассмотреть коконы, то увидите: они представляют собой ужасное зрелище! Ведь, не стоит забывать, – это обыкновенная стройка. Повсюду грязь, пыль, песок, камни. И такой поразительный контраст уже немало говорит о нашей культуре… Но нас это очень трогает… ну, по крайней мере, меня. У многих подобные фотографии найдут отклик, что мне кажется очень важным для искусства.

Анджела Ли

Питер Штайнхауэр. Белый кокон #1, Гонконг, 2010. Предоставлено галерей «Contemporary by Angela Li»

Bleek Magazine: Ваша галерея также оказывает услуги в области арт консультаций. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой работе. Какими стратегиями вы пользуетесь, чтобы помочь клиентам определиться — что коллекционировать?

Анджела Ли: Консультации мы чаще проводим для крупных корпораций или коллекционеров, нуждающихся в профессиональной помощи при выборе работ или упорядочивании коллекций. Однако, естественно, мы всегда готовы помочь и отдельным посетителям и открыты для диалога с любым, кто заглядывает в галерею, – за рекомендации такого плана мы деньги не берем. Если вы зайдете на нашу Интернет-страницу, информирующую о консультациях, то увидите среди клиентов в основном крупные корпорации, например, сети отелей, которым для оформления даже одного интерьера мы помогаем подобрать больше сотни произведений.

Требования у всех разные, поэтому подход всегда индивидуален. Кто-то может хотеть что-то более привычное, кто-то – утонченное. Очень «дзен», очень яркое или, наоборот, традиционное. Решать клиенту. Плюс, всегда есть рамки бюджета и времени исполнения заказа, и с ними нужно считаться. Работать приходится в тесном сотрудничестве с дизайнерами интерьеров и иногда архитекторами, не забывая о брендировании всей компании и проекта. Большое влияние могут оказывать вкусы владельцев отелей, потому что, в конце концов, счет будут подписывать именно они.

Эта сторона работы галереи гораздо сложнее и требует большей сплоченности, чем общение с индивидуальным клиентом, который всегда отвечает только за себя. В проекте учитывать приходится массу самых разных факторов. Но, с другой стороны, именно такие проекты приносят больше удовлетворения.

Понимаете, когда мы продаем произведения искусства частному клиенту, у нас может не оказаться шанса побывать там, где эти вещи будут выставлены, то есть риск никогда больше не увидеть картину, фотографию или скульптуру очень велик. Конечно, многие клиенты становятся нашими друзьями, хотя они и живут в Европе или США, и все же в галерее им удается бывать раз или два в год. То есть к нам возвращаются клиенты, но не приобретенные ими произведения. Поэтому каждый раз, когда мы упаковываем для отправки к покупателю очередную картину или скульптуру, то понимаем, что никогда ее больше не увидим. В чем-то даже жаль…

Естественно, мы благодарны нашим клиентам за долговременную поддержку, но удовольствие, получаемое при работе с крупными корпорациями — другого плана. В чем-то более «физическое». Мы знаем, что после завершения масштабного проекта, над которым трудились, скажем, девять-двенадцать месяцев, всегда можно вернуться в отель и увидеть там все произведения. То есть год или два спустя мы входим в холл и встречаем там те же картины. Результат проекта очень зримый, а удовлетворение – чрезвычайно высоко, что, конечно, дает нам повод для гордости и счастья.

Анджела Ли

Питер Штайнхауэр. Голубой кокон #1, Гонконг – 2008. Предоставлено галерей «Contemporary by Angela Li»

Bleek Magazine: А какие произведения можно увидеть в квартире владелица галереи и куратора?…

Анджела Ли: В моей квартире? Ну, они там все время разные…. Я обычно не храню большое количество работ у себя в апартаментах, прежде всего потому, что у меня есть собаки и их шерсть летает повсюду! Во-вторых, мое настроение весьма изменчиво, и я нередко делаю перестановку. Вообще, присутствие произведения искусства дома у владелицы галереи – особенная ситуация, ведь мы знаем все ответы. С каждым предметом существует эмоциональная связь, так как с художником или художницей у нас личные отношения. Любая картина – нечто большее, чем просто ее внешний вид, концептуальное высказывание или техника.

Поэтому, если вы спросите у меня, кто мой любимый художник, я отвечу: он меняется каждый день! Из-за моего частого взаимодействия с авторами. У меня может быть пятичасовой телефонный разговор с одним человеком, а на другой день я могу отлично провести время за пышным ужином в компании с другим… так что «личностный» компонент действительно играет существенную роль. Поэтому мы часто меняем «экспозицию»: в галерее – раз в месяц, в офисе – примерно четыре раза в год, ну а дома, наверное, немного реже. Однажды я могу прийти домой и заявить: «О, больше мне могу на это смотреть!» Может, я с этим автором только что поругалась. Шучу, конечно!

Bleek Magazine: На каких еще фотографов, работающих с темой Азии, кроме Чена Чжагана и Питера Штайнхауэра вы бы рекомендовали обратить внимание, чтобы побольше узнать о социальных и культурных особенностях региона?

Анджела Ли: Несколько лет назад мы показывали китайского автора Хе Чонгу (He Chongyue). С Хеном я была знакома задолго до того, как мы решили сделать его выставку, работает он в основном с архитектурой и интерьером, но также занимается и социально-политическими проблемами – например, серия с портретами, которую мы представляли в галерее.

Анджела Ли

Хе Чонгу. Вне закона #7, 2014. Предоставлено галерей «Contemporary by Angela Li»

Анджела Ли

Хе Чонгу. Вне закона #5, 2014. Предоставлено галерей «Contemporary by Angela Li»

Хе Чонгу делал портреты старых фермеров и крестьян, выброшенных «за борт» правительством нашей «великой родины». Молодежь переехала в города, а пожилые люди остались наедине с самими собой, забытые и никому не нужные, – фактически, им приходится просто ждать смерти. Во многом, мне кажется, портреты, созданные Хеном, возвращают этим людям гордость и индивидуальность. Фотограф рассказывал, когда он предлагал им позировать, они с радостью соглашались, тут же одевали лучшую одежду, женщины находили где-то золотые серьги и так далее. Хе Чонгу напечатал снимки в очень большом разрешении, крупным форматом, поэтому в одежде пожилых героев можно рассмотреть массу самых разных деталей. Несмотря на то, что старики выбрали ее как действительно самую лучшую, мы замечаем, что во многих местах она зашита или заштопана… Еще один немаловажный момент связан с тем, что все герои живут в городе, где как раз и зародилась когда-то коммунистическая партия. Жесткий контраст поражает и одновременно трогает зрителей!

Фотограф также попросил своих героев не улыбаться. По его словам, улыбка всегда является некой маской, а он, прежде всего, хотел, чтобы портретируемые выглядели естественно и расслабленно. И несмотря на то, что они очень гордились возможностью позировать для портрета, — для них это был счастливый и важный момент, — на лицах заметна печаль. Мы ощущаем тяготы и одиночество, с которыми им приходится сталкиваться.

Проект великолепный, на открытие пришло множество людей, которые отмечали красоту работ. И конечно, нам было очень приятно получить такие отзывы. Кроме того, хотя мы часто говорим о сложностях продажи портретов, именно на этой выставке вопреки нашим опасениям такая проблема не возникла: зрители были так же тронуты серией, как и мы.

Bleek Magazine: Да… а если эмоционально вовлечена сама галерея, обязательно появится зритель, который разделит эти чувства…

Анджела Ли: Так и есть. Конечно, демонстрация искусства, которое не оставляет нас равнодушными, – рискованное занятие. Финансовое вознаграждение не всегда полностью покрывает расходы, но я не перестану этим заниматься… Да, на рынке искусства очень важно осуществлять выгодные продажи, и это вовсе не так легко, особенно учитывая астрономические гонконгские цены. Но мы позиционируем себя как художественная галерея, а не «лавка» художника, поэтому прежде всего мы показываем зрителям очень простые вещи, которые волнуют нас самих.

Анджела Ли

Интерьер галереи “Contemporary by Angela Li”. Предоставлено галерей «Contemporary by Angela Li»

 

© Bleek Magazine. Беседу вела: Ольга Бубич.

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны. Оставляйте комментарии — мы любим общение.

Send this to a friend