О “русском женском”, приоритетах в документалистике и иллюзорной простоте методов в современном искусстве

Валерий Нистратов

Валерий Нистратов

Живет и работает в Москве. Ведет авторский курс документальной фотографии в Школе имени А.Родченко. Основными темами его фотоисследований являются: репрезентация идентичности и локальной культуры в постсоветском пространстве, взаимоотношения человека с окружающей средой и поведение человека в обществе. Работы Валерия публиковались в Time Magazine, The New York Times, Le Monde, The Guardian и др. Лауреат Humanity Photo Award (2004) и Интерфото (1997), участник World Press Photo Joop Swart Masterclass (1999). Неоднократный участник выставок в России и за рубежом.

Валерий Нистратов

Валерий Нистратов. Фотография из серии «Nope». Предоставлено автором

/1/ Bleek Magazine: Есть ли будущее у документальной фотографии? Придется ли человеку с камерой уступить свое место роботу?

Валерий Нистратов: Я не засыпаю и не просыпаюсь с мыслями о будущем документальной фотографии. Я живу здесь и сейчас и о том, что будет с фотографией в далеком будущем, редко задумываюсь. Возможно, фотографии и вовсе не будет. Похоже, робот все еще не может написать книгу, снять фильм или создать инсталляцию с использованием фотографии. Робот не способен на интерпретацию, и у него нет воображения и поэтического дара. Автоматические устройства для производственных операций существуют уже очень давно, но смысла их применения в искусстве я пока не вижу.

/2/ Bleek Magazine: Русская провинция — столь излюбленная тема у фотодокументалистов, что, похоже, нет ни одного автора, который бы не начал свой путь (а возможно, и построил карьеру) с поездки в российскую глубинку. Разумеется, сами фотографы всегда приезжают из больших городов. Возникает ощущение, что это бесконечная история про внутреннюю колонизацию. Не кажется ли вам такой путь тупиковым? Неужели не существует других подходов к этой проблеме, кроме традиционной документалистики?

Валерий Нистратов: Я стараюсь запрещать себе употреблять такие определения, как русская глубинка, русская провинция, горячая точка, Подмосковье, трэш, чернуха и т. д. Существует страна и пространство с очень сложной структурой и слоями времени, которые выходят на поверхность. Мы находимся в системе схожих проблем и значений, которые везде одинаковы: кризис идентичности, гендерные проблемы, толерантность, постглобальный мир или конец истории и т. д. Американские коллеги — фотографы, снимающие свои проекты на Среднем Западе или в южных штатах, — вряд ли так уж серьезно задумываются о заезженной теме американских окраин и «глубинок». Они едут в страну и изучают культуру и общество, с которым связаны. Кроме того, в фотографии всегда существует сильный импульс эскапизма, он не дает возможность сидеть на одном месте и требует постоянно перемещаться. Наша страна, по сути, есть одна большая периферия. За редким исключением, но именно фотографы из больших метрополий приезжают визуально колонизировать провинцию, и некоторые делают это потрясающе, так как обладают необходимым уровнем дистанции и свежего взгляда. Хуже всего, когда они видят только экзотику, но, как правило, такие фотографы не попадают в историю.

Валерий Нистратов

Валерий Нистратов. Фотография из серии «Nope». Предоставлено автором

/3/ Bleek Magazine: Почему вы нередко выбираете нарочито небрежный стиль съемки (например, в сериях «2 + 2 = 5», «Люкс», «Движение»)?

Валерий Нистратов: Во время работы над проектами «Потерянный горизонт» и «2 + 2 = 5» я начал движение от традиционного классического кадра, которым занимался много лет, в сторону максимального упрощения и соединения формы и содержания c эстетикой digital snapshot.

Сейчас меня не столько волнуют свет и тень, сколько строительный материал фотографии. Я снимаю то, что лежит на поверхности, соединяя это с социальными кодами из российской жизни. Реальность и время сейчас для меня наделены чертами коллажности и дискретности. И порой объекты выражают время даже больше, чем собственно человек в кадре.

/4/ Bleek Magazine: Образный ряд вашей серии «Nope» во многом основан на шаблонных представлениях о «русском женском» — вот березки, вот цветочки, вот обнаженная грудь. Зачем использовать очевидные ходы?

Валерий Нистратов: Пока что я работаю с первичным и очевидным слоем «русского женского». Мне вообще-то нравятся березки, цветочки и обнаженная грудь, на фоне которых и происходят всякие абсурдные и ироничные ситуации. Наверное, я двигаюсь в сторону лубка и чего-то народного. По всей видимости, эту серию я буду снимать еще очень долго и вряд ли завершу ее когда-нибудь, так как внутри меня существует большое количество противоречий и умозрительных представлений из мира «русского женского».

Валерий Нистратов

Валерий Нистратов. Фотография из серии «Nope». Предоставлено автором

/5/ Bleek Magazine: Учитывая работу со стереотипами и, как вы пишете в тексте к проекту, «социально-антропологический подход», насколько существует в принципе потребность в авторской съемке? Не достаточно ли было бы (и, в некотором смысле, логично) работы с архивом, найденными и стоковыми изображениями?

Валерий Нистратов: Иногда я это делаю, например, в серии «Начальники», где я решил отказаться от съемки портретов начальства и руководства, а апроприировал их с официальных сайтов губерний и областей по всей России. Но потребность в авторской съемке существует и будет существовать всегда, так как физический акт фотографирования не превзойден по остроте ощущений.

/6/ Bleek Magazine: На какую зрительскую реакцию рассчитан крупный план женской груди со значком Сталина (из серии «Засечная черта»)?

Валерий Нистратов: Уверен, что правильная зрительская реакция будет у тех, кто без ума от красного цвета, большого тела и груди, на которой покоится узнаваемый тип мужчины с усами.

Валерий Нистратов

Валерий Нистратов. Фотография из серии «Засечная черта». Предоставлено автором

/7/ Bleek Magazine: Вы преподаете документальную фотографию в Школе имени А.Родченко, где часто случается, что фотографы в какой-то момент перестают заниматься документальной съемкой и переходят на сторону современного искусства. Как вы к этому относитесь? Не считаете ли вы это, в какой-то степени, уходом на более безопасную территорию?

Валерий Нистратов: Фотография, которая всегда была по духу очень современна, все больше и больше перемещается на пограничную территорию между фотомиром и современным искусством. Разумеется, современное искусство намного шире и богаче, чем фотомир, хотя и у последнего — блестящая история. На мой взгляд, некоторые студенты подвержены иллюзиям простоты и доступности методов в современном искусстве, и у них существует искаженное представление о безопасной территории и комфортности нахождения там. Каждый хороший фотограф может назвать себя художником, но далеко не каждый художник может назвать себя хорошим фотографом.

Валерий Нистратов

Валерий Нистратов. Фотография из серии «Nope». Предоставлено автором

/8/ Bleek Magazine: Авторский стиль вырабатывается благодаря субъективным предпочтениям, когда фотограф точно определяет для себя границы допустимого. Что для вас за чертой хорошего вкуса? Как вы реагируете, когда ваши студенты переступают эту самую черту?

Валерий Нистратов: Я терпеть не могу oversharpened фотографии или снимки, на которых постоянное “я-я-я”.

Есть кадры из разряда «как мне скучно и тоскливо, помогите встать с дивана», «мой внутренний мир» и т. д. Такие фотографии для меня за гранью хорошего вкуса, и я от них устал. Хотя и там бывают исключения.

/9/ Bleek Magazine: Ценой удачного кадра нередко становится попадание в опасную или конфликтную ситуацию. Как вести себя при столкновении с сотрудниками правоохранительных органов, ЧОП или нетрезвыми людьми?

Валерий Нистратов: Мне чаще всего везет на людей. Моя задача — надеть шапку-невидимку и снять то, что должен, хочешь и можешь. Работать надо быстро и аккуратно. Понимать, что ты профессионал. По большому счету люди нам ничем не обязаны, а особенно нетрезвые. Что вообще взять с нетрезвого? Если вдруг вляпался, надо осознать почему и поспешно удалиться из зоны видимости в публичном пространстве.

Валерий Нистратов

Валерий Нистратов. Фотография из серии «Nope». Предоставлено автором


© Bleek Magazine. Беседу вела: Ольга Дерюгина.

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны. Оставляйте комментарии — мы любим общение.

Send this to a friend