О психоаналитической подоплёке съёмочного процесса: интуиции, страхах и пользе самоповторов, а также о том, чем привлекательны пустые пространства

Татьяна Палыга

Татьяна Палыга

Родилась в Череповце. Сейчас живет и работает в Париже. Исследует пространство городской повседневности. Принимала участие в различных выставках и фестивалях в России, Турции, Германии, Чехии и Франции. В 2014 году проект «Где я живу» был показан в рамках параллельной программы «Манифесты 10» в Санкт-Петербурге. Публикации: FK Magazine, YET Magazine, Tonelit Magazine, Der Greif Magazine, Teller Magazine, Calvert Journal, Excerpt Magazine и др. Вместе с Александром Бондарем основала собственное издательство Zoopark Publishing и выпускает журнал «Зоопарк», в котором снимки двух авторов сопровождаются с текстами и иллюстрациями.

Татьяна Палыга

Татьяна Палыга. Череповец, 2013 год. Предоставлено автором

/1/ Bleek Magazine: Что интереснее — ловить нужный момент или делать постановочные кадры?

Татьяна Палыга: Мне гораздо больше нравится наблюдать за миром, реагировать на него, быть к нему внимательной, замечать и узнавать, как его можно увидеть посредством фотографии. Постановка для меня — нечто искусственное — заранее сформированные автором представления и их иллюстрация через изображение. В фотографии меня мало трогают уже готовые выводы или утверждения.

/2/ Bleek Magazine: Что труднее — снимать автобиографический проект или серию про незнакомцев?

Татьяна Палыга: Для меня гораздо сложнее снимать незнакомцев. Я до сих пор часто воспринимаю фотографирование как вторжение в личное пространство, поэтому у меня должны быть веские причины для фотографирования незнакомых людей. И если я делаю чей-то портрет на улице, я спрашиваю разрешение у моего потенциального героя или, по крайней мере, стараюсь, чтобы он меня увидел и не отвернулся от камеры.

Татьяна Палыга

Татьяна Палыга.Фото из серии «Париж». Предоставлено автором

/3/ Bleek Magazine: Как избежать банальности при съемке красивых пейзажей?

Татьяна Палыга: Смотря что считать банальностью и что считать красивым пейзажем — думаю, для каждого это будет что-то свое. Наверное, если пытаться снять именно красивый пейзаж, то банальности не избежать.

/4/ Bleek Magazine: Почему в вашей серии «In The District» все люди сфотографированы со спины и издалека?

Татьяна Палыга: У меня не было установки снимать людей именно так. Задача была запечатлеть само место, район, и меня больше захватило именно пространство. По всей видимости, люди воспринимались мной как часть городского ландшафта, а не как самостоятельные единицы. Отсюда и такое интуитивное «обезличивание». Издалека — опять же потому, что я не хотела вмешиваться в происходящее и как-либо влиять на него, а стремилась быть наблюдателем.

Татьяна Палыга

Татьяна Палыга.Череповец, 2016 год. Предоставлено автором

/5/ Bleek Magazine: Зачем снимать серию случайных кадров? («Milk-and-Water» / «Ни о чем»)

Татьяна Палыга: Я бы не назвала фотографии из серии «Ни о чем» случайными кадрами. У меня изначально возникла идея провести что-то вроде эксперимента.

Мне интересен был сам момент зарождения снимка и вопрос: почему фотография случается, откуда появляется решение нажать на кнопку? Контролирую ли я весь процесс или выполняю программу фотоаппарата (как писал Флюссер, мир для фотографа —только предлог для реализации возможностей аппарата). Я хотела ослабить влияние мышления и воздействие культурного бэкграунда и поддаться процессу фотографирования как «потоку». Для этого решила сконцентрироваться во время съемки на чем-то другом, а именно — на разговоре с человеком. Проанализировав результат, я пришла к мысли, что фотографии совсем не случайны и практически все они указывают на специфическое состояние, на направленность взгляда, на поиск сигналов во внешнем, которые срабатывали как триггер для фотографии.

Если снова вернуться к мысли о постановочной фотографии, то это как раз ее противоположность: когда ты пытаешься контролировать всё, то меньше вероятность, что тебе откроется нечто новое.

Татьяна Палыга

Татьяна Палыга. Фото из серии «Париж». Предоставлено автором

/6/ Bleek Magazine: Почему вас так завораживают пустые, покинутые пространства? Считаете ли вы, что цивилизация — корень всех зол?

Татьяна Палыга: Я практически никогда не снимаю пейзажи в «чистом виде», например, красоту природы. Даже в самом, на первый взгляд, покинутом и пустом пространстве часто обнаруживаются следы присутствия, деятельности человека.

Нет, я совсем не считаю, что цивилизация — корень всех зол, и не думаю, что мои фотографии как-то отсылают к этой идее.

/7/ Bleek Magazine: Чего скорее следует бояться фотографу — излишней меланхолии или иронии через край?

Татьяна Палыга: Фотографу ничего не надо бояться. Хоть это и невозможно.

/8/ Bleek Magazine: Как избежать самоповторов?

Татьяна Палыга: Самоповторы хорошо дают понять, что волнует фотографа, что его «не отпускает». Анализировать и понимать их происхождение —отличный способ познания себя и своей практики.

Татьяна Палыга

Татьяна Палыга. Фото из серии «Париж». Предоставлено автором

/9/ Bleek Magazine: Зачем учиться фотографии?

Татьяна Палыга: Мне кажется, к желанию учиться фотографии нужно прийти, к нему может сподвигнуть какая-то внутренняя потребность понять, разобраться. Любопытство.

Каждому необходимо саму для себя сформулировать, зачем ему это.

Образование должно быть непрерывным. Нельзя получить диплом и решить, что теперь ты специалист, всё знаешь и понимаешь. Сейчас невозможно заниматься чем-либо, не имея представления об истории, практике других авторов в поле твоего медиума. В условиях быстро меняющегося контекста опасно замыкаться на себе, только на собственной работе, своем подходе и отметать остальное происходящее в мире. Конечно, не нужно бросаться на всё, что появляется, и пытаться применить это на практике, но важно понимать, откуда возникает то или иное явление или мода, и попытаться увидеть общий контекст искусства и истории.


© Bleek Magazine. Беседу вела: Ольга Дерюгина.

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны. Оставляйте комментарии — мы любим общение.

Send this to a friend