Как выманить ключик от дома, чтобы снять интерьер, нужно ли фотографу следить за трендами, можно ли прожить на премии и гранты, и стоит ли искать вдохновение в навсегда утерянном прошлом

Анастасия Цайдер

Анастасия Цайдер 

Родилась в Санкт-Петербурге. Окончила факультет фотожурналистики. В данный момент живет в Москве. Занимается исследованием культурных и общественных взаимосвязей современной России через съемку интерьеров и городского ландшафта. Проекты Анастасии становились финалистами премии Кандинского, публиковались в таких изданиях как The Guardian, WIRED, Featureshoot, Calvert, Lensculture, GEO (Russia), ART PHOTOMAG и др.

Анастасия Цайдер

Интерьер гимнастического зала, спорткомплекс “Олимпийский”. Фото: Анастасия Цайдер, из серии “Московские Олимпийские Игры-1980”. Предоставлено автором

/1/ Bleek Magazine: Правда или миф, что пейзажи и интерьеры снимать проще, чем людей?

Анастасия Цайдер: Когда я работаю над проектом, никогда не думаю о нем, как о съемке пейзажа, интерьера или портрета, но я считаю, что людей снимать проще.

/2/ Bleek Magazine: Что нужно сделать, чтобы получить разрешение на съемку интерьера частного сельского дома?

Анастасия Цайдер: Для меня это всегда было приглашением в гости, где вас станут разглядывать, угощать чаем и постепенно впускать в свою жизнь.  Я, как правило, делаю портреты хозяев дома, они не идут в серию, но дают возможность оставить что-то для них.

Вообще, все зависит от деревни, бывают совершенно разные настроения в почти одинаковых деревнях, которые находятся на берегах одной реки, и, если в одной все идут вам навстречу, то в другой — ситуация противоположная, и не получается совсем ничего. Я бы посоветовала, в первую очередь, обращаться в сельский совет; с одной стороны, там вы можете заручиться поддержкой, получить конкретную информацию о деревне и помощь в организации первого знакомства, а дальше вас уже сами жители начнут «передавать с рук на руки». Ну и, с другой стороны, вы как будто приобретаете более официальный статус — человека, который занимается фотосъемкой по работе, а не по странной прихоти.

Анастасия Цайдер

Гостиная, Курская область, село Борки. Фото: Анастасия Цайдер, из серии “Мценск”. Предоставлено автором

/3/ Bleek Magazine: Откуда у Вас возник интерес к типологии? Связано ли это с образованием в области фотожурналистики?

Анастасия Цайдер: Мне очень близок по духу концептуальный подход в фотографии, в том числе и типология. Мой предыдущий завершенный проект в таком жанре — «Русские интерьеры», где я исходила из того, что провинциальный интерьер общественных мест формируется из почти одинаковых деталей. Рассказав обо всех интерьерах одного города, можно составить общий портрет русского общественного интерьера, и тут сухой язык типологии оказывается лучшим средством передачи идеи. Думаю, интерес возник скорее вопреки образованию, — как интерес к фотографии, которая, в отличие от фотожурналистики, не высказывает своего мнения и не вовлекает зрителя внутрь конфликта с помощью просчитанных фотографических приемов, а держит дистанцию и позволяет за счет своей «скучности» увидеть красоту небольших деталей, которые мы могли бы не замечать даже в обычной жизни. Мне кажется, такая фотография максимально реализует свойства документальной фотографии как медиума.

/4/ Bleek Magazine: Что больше вдохновляет — повседневность или чувство утерянного прошлого?

Анастасия Цайдер: Я никогда не вдохновлялась чувством утерянного прошлого, просто потому что если оно утеряно, то с ним невозможно работать документальному фотографу.

Спальня, Курская область, село Спальное. Фото: Анастасия Цайдер, из серии “Мценск”. Предоставлено автором

/5/ Bleek Magazine: Зачем в середине нулевых снимать серию про идиллический быт в провинциальном доме?

Анастасия Цайдер: Мне интересно показать коллективный опыт — то, что является общим для всех нас.

И тут, мне кажется, нельзя подходить с точки зрения бинарной оппозиции «прошлое-настоящее», «деревня-город» и т.д., все существует одновременно, проявляя разные культурные аспекты. В этой серии хотелось не столько зафиксировать деревенский быт, сколько собрать архетипический образ деревни.

/6/ Bleek Magazine: Нужно ли вторгаться в существующий порядок вещей ради хорошего кадра?

Анастасия Цайдер: Нет, если ты — документальный фотограф. Есть фраза: «каждая вещь на своем месте», — и она очень хорошо объясняет, почему ничего не надо менять. Положение предметов в пространстве, в интерьере зачастую рассказывает даже больше, чем сам предмет. Тем более, только кажется, что если что-то передвинуть, кадр улучшится, — почти наверняка он ухудшится, это просто наш ум, зажатый рамками штампов и стереотипов, хочет приблизить картинку к чему-то, уже виденному ранее.

Анастасия Цайдер

Бассейн, спорткомплекс “Олимпийский”. Фото: Анастасия Цайдер, из серии “Московские Олимпийские Игры-1980”. Предоставлено автором

/7/ Bleek Magazine: Следует ли избегать ностальгических интонаций при съемке объектов советского наследия?

Анастасия Цайдер: Мне интересно визуально задокументировать тот процесс перемен, который мы наблюдаем, — как советское, трансформировавшись в постсоветское, на наших глазах продолжает трансформироваться дальше. Я была слишком маленькой, когда распался Советский Союз, поэтому у меня нет ностальгии по тому времени. Если говорить об архитектуре, появляющейся в моих фотографиях, — меня интересует не советское наследие, а то, как его использует и преобразует сегодняшнее время. Изменение функции влияет на форму и внешний вид зданий, эти примеры я использую, чтобы рассмотреть процессы, которые происходят в нынешнем обществе.

/8/ Bleek Magazine: Нужно ли фотографу следить за трендами?

Анастасия Цайдер: Если фотографу это доставляет удовольствие, — наверное, да. Но мне кажется, гораздо интереснее смотреть на трансформации, происходящие не в фотографии или в трендах визуального искусства, а вокруг себя.

Тольятти, Самарская область. Фото: Анастасия Цайдер, из серии “Аркадия”. Предоставлено автором

/9/ Bleek Magazine: Можно ли прожить только на премии и гранты?

Анастасия Цайдер: Не уверена, что премии могут окупить долгосрочный документальный проект, а с грантами у меня не было опыта работы. Когда ты предоставлен сам себе и не связан обязательствами, есть возможность сделать любую вещь, которая может быть никому не интересна, но привести к необычным результатам.

 

© Bleek Magazine.  Беседу вела: Ольга Дерюгина.

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны. Оставляйте комментарии — мы любим общение.