Автор импрессионистских зарисовок, больше похожих на живописные полотна, чем на фотографию, по версии «LUMAS», один из самых популярных иностранных фотографов в России – Пеп Вентоза рассказал Ольге Бубич о коммерческом успехе на современном рынке искусства

Пеп Вентоза – испанский фотограф, сегодня живущий в Сан-Франциско. Его работы были удостоены высочайших наград, а выставки проходят по всему миру: в США, Канаде, Австралии, Азии, России и Европе, в том числе в Музее Соломона Гуггенхейма в Нью-Йорке, Музее современного искусства в Чикаго и в рамках экспозиции Королевского фотографического общества в Мадриде. Работы Вентозы находятся в постоянной коллекции Художественного музея Крокера, а разработанные им технические процессы преподают студентам, изучающим фотографию.

Пеп Вентоза

Bleek Magazine: Мария Бурасовская из московского офиса галереи «LUMAS» назвала вас самым популярным фотографом в их российской коллекции, добавив, что почти все ваши работы были проданы всего за три дня после открытия выставки. Было ли для вас это неожиданностью?

Пеп Вентоза: Естественно! В Москве мы показывали в основном фотографии из серии о деревьях, и мне сложно объяснить, чем они так внезапно впечатлили российского зрителя. Дерево само по себе обладает универсальными качествами, мы все окружены деревьями, и наша жизнь была бы без них невозможна, так как мы дышим кислородом, который они производят. Но из-за того, что деревьев так много вокруг нас, мы их перестали замечать, особенно если речь идет о городской среде. В мегаполисе наш взгляд привлекают скорее не деревья, а интенсивное движение и архитектурные сооружения. В своих фотографиях я изолирую деревья из их хаотичного окружения и возвращаю им уникальность. И да, должен признаться, что эта серия – пока самая моя успешная в рыночном плане.

Пеп Вентоза

Пеп Вентоза, Уолнат-Крик, четыре, из серии “По кругу — деревья”

Еще один проект, который я показывал в «LUMAS», серия «Коллективный снимок» – дань уважения моментальным снимкам – сегодня самой популярной форме фотографии. Да, в наши дни возможностей на самом деле не счесть: фотографию можно найти в науке и криминалистике, в космосе и микроскопе, но, согласитесь, большинство людей на планете все же используют ее в каждодневной практике производства снимков. В своей серии я собрал и присвоил интернет-снимки самых популярных туристических мест, совместив их в одном изображении.

На самом деле, мне не очень нравится термин «присвоение» или «апроприация» – обычно я предпочитаю говорить «усыновлять» (прим. интервьюера – здесь наблюдается игра слов: на англ. «adopt» – это и заимствовать, и усыновлять).

Выдающийся каталонский фотограф и любимый мною преподаватель Джоан Фонткуберта как-то говорил о том, что сегодня люди создают несчетное количество снимков, но, выпустив их в мир, теряют к ним интерес. Фотографии в этом смысле можно сравнить с сиротами в космосе. Поэтому, когда фотограф решает использовать чужие снимки, он не «апроприирует» их, а скорее «усыновляет», «заимствует» – придает новое значение.

Именно это я и сделал в серии «Коллективный снимок» – я собрал сотни и тысячи снимков Эйфелевой башни, моста Золотые Ворота и других знаковых туристических мест и начал их смешивать, накладывая друг на друга в поисках сюрприза. И сюрприз действительно случился! Должен признаться, эта серия впоследствии также обрела большую популярность.

Bleek Magazine: Пеп, а какие факторы, на ваш взгляд, способствуют достижению успеха и популярности на сегодняшнем рынке фотографии?

Пеп Вентоза: Дать ответ на этот вопрос будет непросто. И если бы я его знал, то был бы еще более продаваемым. Но отметить стоит: каждый из нас время от времени себе его задает. Ведь сложно найти человека, который не мечтал бы добиться успеха в том, чем он или она занимается, поэтому узнать, что думают по этому поводу другие и что именно сработало в их случае, всегда полезно. Так что я попробую рассказать на примере своих фотографий.

Говорят, что успех – это сочетание таланта и энергии. Талант, навыки, способности – с одной стороны. Энергия, которую мы вкладываем в работу – с другой. Есть успешные люди с весьма скромным талантом, но морем энергии. Если и те, кто действует с меньшей прытью, но обладает большим талантом. Максимальный шанс достичь успеха – в случае, если у тебя есть и то, и другое. Еще одно немаловажное условие успеха – оказаться, как говорится, в нужное время в нужном месте. Но его мы вряд ли можем сознательно спланировать.

Пеп Вентоза

Пеп Вентоза, Колизей, из серии “Коллективный снимок”

В моем случае “нужное время” и “нужное место” произошли на самом деле. В 2000 году я переехал из Барселоны в Штаты. И этот период пришелся как раз на начало цифровой революции в фотографии. С выбором города мне действительно повезло, Сан-Франциско – место, где зародились многие тенденции, связанные с цифровой революцией. Здесь располагается силиконовая долина, Google, Facebook и Twitter – Мекка для творчества! И, конечно, город сам по себе тоже восхитительный. Все это не могло не подстегнуть мой интерес к фотографии.

Фотографию я всегда любил, но к моменту переезда в США никогда не занимался ею профессионально. В школе искусств я научился работать в темной комнате, но она была… как бы слишком уж темным делом для меня. Я знаю, многим нравится аналоговая фотография и ручная проявка, но эти штуки – явно не моё. Так я разочаровался в фотографии, потому что понял, что всегда хотел чего-то большего, чем просто снимать то, что было у меня под носом. Цифровая революция помогла мне узнать массу нового и открыть ряд совершенно новых возможностей.

Итак, прибыв сюда, в Сан-Франциско, и вдохновившись цифровой революцией, я принялся разбираться с Photoshop, изучать различные возможности цифры и, конечно, экспериментировать. Естественно, каким-то особенным образом просчитать подобный ход событий заранее было бы невозможно. Все случилось само по себе и внесло свой вклад в мой будущий успех.

Но, в то же время, если вы знаете, что для вас является «нужным временем», «нужное место» можно просчитать. Обратное также верно: поняв свое «нужное место», можно определить, в какой именно момент туда лучше попасть.

Пеп Вентоза

Пеп Вентоза, Понте Веккье, из серии “Коллективный снимок”

Еще один существенный момент – всегда будьте собой. Каждый из нас неповторим. Мы вырастаем в разной среде, получаем разный опыт, поэтому сами по себе мы уникальны. Наша первостепенная задача заключается в том, чтобы понять, что мы из себя представляем и что нам действительно по душе. Будьте собой, сохраняйте свою уникальность, фотографируйте то, что вам близко, то, что задевает именно вас!

Многие теряются в гонке за модным, а мода – это как раз то, что окружает нас плотнее всего. Люди говорят: «Я хочу фотографировать так и вот это, потому что это круто!» На мой взгляд, это большая ошибка. Фотографировать нужно то, что нам ближе и понятнее всего, то, что нас волнует. Я твердо уверен, что создавать – значит выстраивать отношение. Поэтому будьте оригинальными и создавайте то, что для вас важно, что уже является частью вашего непосредственного опыта. 

Пеп Вентоза

Пеп Вентоза, Париж, из серии “Воссозданные работы, Европа”

Сегодня мы все живем в глобальном мире. Поэтому думать нам тоже стоит «глобально», нравится вам это или нет, но языком общения всего земного шара сейчас является английский. Сто лет назад его место занимал французский, через сто лет это может быть русский.

Но сегодня именно английский является тем медиумом, который позволяет нам общаться со всем миром. Поэтому если бы хотите выбраться из родного городка и достичь успеха на рынке, вам нужно встроиться в глобальную сеть.

А вот что случилось лично со мной. Я с завидным постоянством публиковал свои фотографии на Flickr и в других социальных сетях, получал «лайки» и вот однажды дождался очень приятного комментария на мою работу от одного престижного фотоблога. Этот комментарий впоследствии привел к контракту с галерей «LUMAS». Подводя итог, могу сказать, что в «LUMAS» мои работы оказались благодаря моей активности в социальных медиа. Влиятельный критик парой строк похвалил работу и это стимулировало интерес «LUMAS», они связались со мной – и вот сейчас мы общаемся с вами по скайпу! Конечно, нельзя исключать и фактор удачи. Но удача вряд ли свалилась бы на меня, не будь я готов к встрече с ней.     

Когда я учился в Барселоне по специальности «туризм и экономика», на одном из занятий по маркетингу наш преподаватель предложил следующую задачу. Представьте, вам нужно открыть магазин обуви в одном городе. Там уже есть одна улица, где расположена масса обувных магазинов. Но также есть и густонаселенный район, где нет ни одного обувного. Который район вы выберете? Тот, где магазинов нет, или тот, где их уже очень иного? Вопрос, сами понимаете, с подвохом. По мнению нашего преподавателя, стоит выбрать центр. Потому что когда люди захотят купить новую пару ботинок, они отправятся туда, где уже есть много магазинов – сравнить цены, оценить ассортимент. Если вы пойдете в единственный магазин в затерянном районе, вряд ли найдете там очень большой выбор, не так ли?

Этот пример можно применить, размышляя о рыночном успехе и в мире фотографии. Хотите добиться популярности? Отправляйтесь туда, где есть рынок.

А что представляет из себя рынок фотографии? Какой он? Рынок сегодня можно найти во многих точках – как в Европе, так и в Штатах. Новый рынок появляется в Японии, Китае, ОАЭ. По-прежнему море значимых событий происходят в галереях Нью-Йорка и Парижа – местах, где рождаются тенденции и присматриваются к фотографии. К счастью, благодаря интернету, нет нужды быть во всех этих местах физически.

Пеп Вентоза

Пеп Вентоза, Карусель у Эйфелевой башни, из серии “По кругу — карусели”

Оригинальность – вот еще один фактор, который нужно обязательно упомянуть. Будьте оригинальными! Легко сказать, но не так просто сделать, не так ли? Лично я определяю «оригинальность» как осмысленное повторение. Придумать что-то абсолютно новое сейчас невозможно, все уже было сделано до нас. Но сама суть оригинальности, новизны, в том, чтобы сделать что-то известное всем, но … немного по-другому.

Оригинальность моих собственных работ, как мне кажется, связана с тем, что люди, глядя на них, не верят, что это фотографии. И эта особенность делает их в чем-то уникальными. Я работаю с мультиэкспозицией и, конечно, придумал ее отнюдь не я. Она появилась вместе с изобретением фотографии, когда у фотографа возникла мысль совместить два или больше негативов. Однако, как мне кажется, эта техника была недостаточно изучена, и в мои задачи входит поработать с ней таким образом, как этого пока никто еще не делал. Я повторил уже существующую операцию, немного ее изменив, исходя из своего понимания.

Пеп Вентоза

Пеп Вентоза, Машины мечты, XI, из серии “Машины мечты”

Bleek Magazine: Ваш визуальный язык часто сравнивают с полотнами импрессионистов. А какое место, на ваш взгляд, в искусстве сегодня занимает фотография как медиум и как способ самовыражения?

Пеп Вентоза: Да, импрессионистов я действительно люблю, их работы наполняют меня положительными эмоциями и обогащают. Я также уверен, что фотография является важным этапом, продолжением многовековой традиции создания изображений. С момента зарождения цивилизации (при том допущении, что все, что происходит сегодня, можно считать «цивилизованным») человек создает изображения – мы четко видим, как эта потребность проявлялась у человека еще 20 000 лет назад, на примере рисунков в доисторических пещерах. Умопомрачительно, не так ли? Фотография, определенно, эту традицию продолжает, и я вряд ли соглашусь с теми, кто считает ее новинкой. Когда кто-то заявляет, что фотография насчитывает лишь 150 лет, я отвечаю: «Да, так и есть, но только если мы сведем ее понимание к описанию технической стороны».

Изображения, которые мы получаем благодаря фотографии, не обязательно должны представлять собой документы или фиксировать то, что мы видим перед собой. Мы можем сделать шаг вперед и начать исследовать возможности фотографии как медиума – того, какой потенциально может быть фотография, какие формы и направления она может принять. Например, фотография может приблизиться к живописи, не становясь при этом картиной и сохраняя магию фотоснимка. Кстати, еще одно мое любимое ее свойство! Именно это сочетание магии фотографии с внешним обликом картины – как раз то место, в котором я чувствую себя наиболее комфортно и где мне так нравится находиться.

Когда мы смотрим на фотографию, мы не видим лист бумаги с нанесенной на него краской. Мы видим лицо человека и начинаем к нему так или иначе относиться. Наше сознание переносится в то место, которое запечатлено на снимке. На мой взгляд, это совершенно прекрасное свойство! Когда же перед нашими глазами картина, такого не происходит, на полотне мы видим портрет, а не человека, нам очевидна его материальность, мы видим краски, анализируем манеру письма художника.

Пеп Вентоза

Пеп Вентоза, Радио-сити-мьюзик-холл, из серии “Уличные ритмы”

Bleek Magazine: А на стенах вашей квартиры или студии есть какие-либо фотографии или картины?

Пеп Вентоза: Есть, но не много. Кстати, действительно хороший вопрос. Дайте осмотреться… Обычно, меня окружают собственные работы. Когда я печатаю пробные фотографии, я какое-то время живу с ними, чтобы почувствовать, получился ли снимок. Потому как случается, что иногда тебе нравится то, что ты видишь на экране компьютера, а к фотографии на бумаге, на стене постепенно начинаешь ощущать ненависть. Поэтому оказаться на стене у меня дома – значит участвовать в испытании «на прочность». 

Также у меня есть маленькие наброски с изображениями музыкантов, играющих на саксофоне или пианино. Дело в том, что музыка – это еще одна моя страсть. Я сам играл когда-то на барабане, но переехав в Штаты, пришлось сменить барабан на фотоаппарат.

Bleek Magazine: Кстати, интересный факт для размышлений. Ведь в ваших фотографиях, определенно, можно почувствовать и даже увидеть ритм!

Пеп Вентоза: Действительно, так и есть. Этот вопрос я когда-то задавал себе сам – как можно показать в фотографиях музыку? Возможно ли это вообще? Сама идея может показаться странной, ведь музыке нужны такие свойства как время и звук, а изображения статичны и беззвучны.

Bleek Magazine: А если остановится на таких вот свойствах… Как вы считаете, можно ли вообще говорить о существовании неких «универсальных» качеств изображения, которые способны сделать его более привлекательным для зрителя, цепляющим, вызывающим больший отклик?

Пеп Вентоза: Для меня это прежде всего симметрия или ритм, о котором мы говорили выше, гармония цветов, то, как они сочетаются или накладываются друг на друга. И в этом отношении я бы даже сравнил фотографию с поэзией или музыкой. А может быть, эти ассоциации всего лишь обусловлены моей длительной карьерой музыканта… Кстати, я думаю однажды сделать проект, который будет напрямую связан с миром музыки – возможно, это будут фотографии музыкальных инструментов или людей, которые на них играют.

Пеп Вентоза

Пеп Вентоза, Часы на Пятой авеню, Нью-Йорк, из серии “Уличные ритмы”

Bleek Magazine: А как сохранить в фотографии баланс между визуальной составляющей (эстетикой) и интеллектуальностью (концепцией)?

Пеп Вентоза: Еще один неоднозначный вопрос! Прежде чем на него ответить, мне стоит спросить у себя – а возможен ли такой баланс вообще? Любой «баланс» появляется с опытом – чем больше вы работаете, тем больше начинаете его ощущать. То есть исключительно метод проб и ошибок. Например, вы сделали несколько снимков и видите, что зрители не них никак не реагируют. Переживать по этому поводу или нет – решать лично вам. Поэтому сначала стоит просто определиться – нужен ли вам этот баланс вообще.

Баланс – вещь очень личная. Для некоторых фотографов самое главное – это идея, которую несет снимок, и им все равно, как реагируют и что видят в нем другие. Есть и авторы, которым важнее всего эстетический аспект. Для меня лично важны обе стороны.

Естественно, мне нравится эстетика – я хочу, чтобы мои фотографии были красивыми и спокойными, но в то же время мне важно, чтобы в них был некий диссонанс. Тревожные, размытые изображения с нечетким сообщением заставляют людей задуматься. Восприятию людей бросается вызов, они задаются вопросом: «Что же это?» Такие снимки дают нам новый визуальный опыт – еще одна вещь, которую я высоко ценю в фотографии. 

Как можно по-другому увидеть знакомый с детства объект? Эйфелеву башню, например. В своих работах я хочу стимулировать взгляд зрителей, предложить им новый тип изображения. В этом моя стратегия, и, как мне кажется, в моем случае она действительно сработала.

В жизни я достаточно хаотичный, спонтанный человек. Организация и планирование – совсем не мое. Однако, вместо того чтобы жаловаться, я пытаюсь пользоваться этими особенностями, извлекать из них выгоду. Я изучаю беспорядочность, случайность – еще одна моя стратегия, тот самый фактор неожиданности. 

Например, та же серия о деревьях. Идея была сумасшедшая – исследовать, что произойдет, если я обойду вокруг дерева, делая фотографии, которые я потом совмещу друг с другом.  Безумная мысль ниоткуда. Кстати, она появилась, когда я наблюдал за каруселью – этот предмет вдохновил меня на прогулки вокруг деревьев. Оставаясь искренним по отношению к самому себе и занимаясь тем, что является для меня естественным, я сохраняю баланс между любовью к красивым изображениям и концептуальными идеями. 

Bleek Magazine: Я знаю, что вы были на открытии вашей выставки в московском «LUMAS». А какие впечатления у вас о российской фотографии? Какие имена вам лично интересны?

Пеп Вентоза: Я достаточно насмотрен в области российской и восточноевропейской фотографии последних лет. Одно из имен, которые сейчас на слуху – Сергей Пономарев, обладатель Пулитцеровской премии в категории «Новостная фотография» за репортаж о миграционном кризисе в Европе. Насколько я знаю, он работает на «The New York Times» – все правильно, ведь рынок именно там. Именно такая профессиональная деятельность и позволяет наносить на карту мира имена фотографов из самых разных регионов.

Еще один фотограф, чьи работы мне близки – Алексей Титаренко. Мне нравится его черно-белая серия под названием «Город теней» – на фотографиях, сделанных на длинной выдержке, мы видим людей и городские пейзажи. Кстати, я также выяснил, что он живет в Нью-Йорке. Серия спящих беременных пар Яны Романовой – настоящий интернет-вирус – стала для меня ярким примером успеха в фотографии, достигнутого, в том числе, благодаря социальным медиа. Этот проект я считаю настоящим художественным успехом.

Среди других заметных имен я бы назвал Евгению Арбугаеву с ее очень красивыми пейзажными снимками о жизни в Заполярье, Катерину Белкину с цифровыми автопортретами и пластиковые портреты Олега Доу. Не знаю, насколько те или иные авторы являются успешными на рынке, но благодаря интернету узнавать о фотографах из разных стран сегодня стало намного проще. Нас привлекают и интригуют самые разные авторы, а также приходит понимание, что в мире действительно произошла глобализация.

© Bleek Magazine. Беседу вела: Ольга Бубич. Все изображения: Пеп Вентоза.

Send this to a friend