Феодора Каплан побеседовала с фотографом Михаилом Доможиловым о том, какими качествами должен обладать фотожурналист, почему важно преодолевать свои страхи, а также о новых методах образования в фотографии.

За пять лет своей стремительной фотографической карьеры молодой фотограф из Петербурга Михаил Доможилов публиковался в десятках СМИ в России и за рубежом, принимал участие в выставках в России, Голландии, Канаде, Малайзии, Грузии, Польше, Китае, побеждал и становился финалистом профессиональных конкурсов NPPA, Grand Award HPA (UNESCO), Sony WPA, LensCulture Exposure Awards, Atlanta Photojournalism.

В октябре 2015 года он запускает собственный образовательный проект – Школу современной фотожурналистики и документальной фотографии «ДокДокДок».

Михаил Доможилов, интервью журналу Bleek Magazine

© Михаил Доможилов, из серии «Болотный футбол», 2011

Bleek Magazine: Ты уже известен не только как фотожурналист, но и как куратор фотографической мастерской и лектор – имена твоих студентов не первый год звучат в сообществе, взять хотя бы результаты конкурсов, прошедших за последние пару месяцев. У тебя есть какой-то преподавательский секрет?

Михаил Доможилов: Можно начать с того, что, мне кажется, я нашел себя в преподавании, но лучше перейти сразу к делу. В процессе обучения у меня есть две цели – тактическая и стратегическая. Тактическая состоит в том, чтобы студенты не просто получали новые знания и учились мыслить фотографией, но к финалу учебного года имели свой первый завершенный проект хорошего уровня. Это важный шаг, который дает ученику уверенность из разряда «Я это могу!» и интенцию двигаться дальше. Стратегическая цель более долгосрочная, это – стабильность автора, заключается она в том, чтобы это первый проект не приобрел статус разового и случайного успеха, а сам фотограф развивался дальше за пределами школьных стен. Но это уже всецело зависит от самого человека.

Михаил Доможилов, интервью журналу Bleek Magazine

© Михаил Доможилов, из серии «Ultras», 2010.

Bleek Magazine: Твоя школа не первая в Петербурге, а в этом году и не единственная открывшаяся. Что будет отличать «ДокДокДок»? Ты хочешь сделать что-то особенное?

Михаил Доможилов: Разумеется, и только в таком случае вся эта затея имеет смысл.

Во-первых, мы ориентированы в равной степени на очное и дистанционное обучение, любой русскоговорящий желающий может стать студентом школы. Сейчас я решаю задачи не только технического обеспечения как такового, но и буду внедрять приемы и методы, которые сделают обучение студентов, присутствующих на занятиях виртуально, максимально комфортным и эффективным.

Во-вторых, объем и содержание нашей образовательной программы подразумевают проработку всех вопросов, которые только могут возникнуть в фотожурналистике — от полевых методов работы до способов продвижения авторов. В России сейчас есть большой интерес к фотожурналистике и документальной фотографии, но при этом нет ни одной книги, которая бы содержала системные знания на этот счет.

В-третьих, одна из наших особенностей – большое количество различных практик, от уже известных в фотожурналистском сообществе экспедиций до театральных постановок в технике verbatim. В этом году мы планируем введение и других практик.

В-четвертых, это уровень привлекаемых лекторов, такого в России еще точно никто не делал. Кого-то мы привезем, кто-то будет онлайн, с большим количеством специалистов уже есть предварительная договоренность, а с кем-то переговоры еще ведутся.

В-пятых, вариант традиционной подачи материала – это уже прошлое. Я буду искать альтернативные методы, например, введу «уроки наоборот» – практику, когда студент будет иметь возможность получить вводную информацию о том или ином предмете в формате видео-лекции. Чтобы само занятие превратилось в интерактивную дискуссию, что гораздо интереснее, чем пассивное слушание лектора. Кстати, я являюсь сторонником стратегии работы в творческих мастерских с одним куратором. На мой взгляд, мастер не просто передает знания и опыт, становится проводником или модератором, но еще и «своим на кухне», кто может наиболее подходящим способом мотивировать студентов.

Михаил Доможилов, интервью журналу Bleek Magazine

© Михаил Доможилов. Из серии «Али», 2013-2015.

Bleek Magazine: Какие методы обучения и мотивации, по-твоему, самые действенные?

Михаил Доможилов: Каждый студент уникален, и то что работает для одного, не работает для другого. Но большинство из нас, и я не исключение – сомневающиеся лентяи. Поэтому первостепенная задача – приглушить сомнения и победить лень. С кем-то срабатывают слова поддержки и похвала, а кто-то прямо сам заявляет о потребности в жестком контроле и «негативной мотивации». Есть еще мотивационные трюки, которые работают именно в сфере проектной фотографии. Так, например, многие студенты жалуются, что не могут снимать в родном городе. Удачно подобранная тема в радиусе тысячи километров от дома, ответственность за бюджет и сжатые сроки – действенная мотивация для многих, тут не расслабишься.

Михаил Доможилов, интервью журналу Bleek Magazine

© Михаил Доможилов, из серии «Армия»,  2015.

Bleek Magazine: А что еще кроме лени? Какие основные ошибки свойственно совершать начинающим документальным фотографам?

Михаил Доможилов: Мешает, скорее, сама боязнь совершать ошибки, страх быть неинтересным, ошибиться в выборе темы, например. И любой страх надо преодолевать – это один из самых мощных толчков к тому, чтобы меняться и развиваться, а это для меня и есть полнота жизни. И для этого всегда найдутся безотказно работающие рецепты. Часть ошибок относятся исключительно к профессионализму – это может быть банальное отсутствие запасной камеры или батареек. Много сложностей может быть связано с получением доступа к объектам съемки – с кем и как говорить, чтоб его получить? – и непосредственной «работой в поле». На занятиях мы не стесняемся говорить и о самых простых технических вещах и о более сложных, вроде формирования авторского визуального языка.

Михаил Доможилов, интервью журналу Bleek Magazine

© Михаил Доможилов, из серии «Я — Русский», 2012-2015.

Bleek Magazine: Что для тебя, как для куратора, является конечной целью обучения? Что ты считаешь успехом для себя и для студентов?

Михаил Доможилов: Критерии успешности, возвращаясь к началу нашего разговора, связаны с тактической и стратегической целями. На первом этапе, это, конечно, реализованный проект, который будет опубликован в федеральных или зарубежных СМИ, выиграет профессиональный конкурс или как-то иначе будет представлен широкой общественности. Но стратегически для меня гораздо более важно выпустить самостоятельно мыслящих и работающих фотографов, которые бы не просто гонялись за лаврами, а постоянно ставили перед собой новые вопросы и находились в активном поиске ответов и решений.

Михаил Доможилов, интервью журналу Bleek Magazine

© Михаил Доможилов, из серии «Я — Русский», 2012-2015.

Bleek Magazine: Что ты можешь посоветовать людям, сомневающимся, их ли это занятие? Можно ли как-то это определить?

Михаил Доможилов: Тестовый способ вполне подойдет – у меня есть небольшая анкета для фотографов. При трех и более положительных ответах можно смело идти учиться, при десяти – срочно бежать! У меня, кстати, десять из десяти. А вопросы таковы: любите ли вы приключения? Стремитесь ли вы к расширению собственных границ? Интересны ли вам другие люди? Склонны ли вы к сопереживанию? Хотели бы вы написать рассказ, повесть или сказку? Хотели бы вы что-то изменить вокруг себя? Интересны ли вам общественные науки и явления? Доверяют ли вам люди? Любите ли вы дорогу и путешествия? Склонны ли вы к альтруизму?

Bleek Magazine: Альтруизм это, наверное, из какого-нибудь кодекса или «правил жизни» истинного фотожурналиста?

Михаил Доможилов: Для меня это именно так, потому что фотожурналистика, и этого не скроешь, не слишком прибыльное занятие. Так что здесь это скорее вопрос ценностей, что важнее – индивидуальные какие-то потребности или ориентация на общество.

© Bleek Magazine. Беседу вела: Феодора Каплан.

Send this to a friend