Австралийский фотограф об искусстве, о пейзажной фотографии, о рещающем моменте, о красоте, творчестве и цели художника.

Майк Стейси

Об авторе

Майк снимает пейзаж уже более трех десятилетий. Он провел значительное количество времени в местах, которые далеки от цивилизованного мира — открытых ветрам, уединенных, безлюдных, потрясающе красивых, нетронутых человеком, но иногда крайне некомфортных и требующих выносливости. Описание сущности таких мест посредством фотографии — это долгосрочный проект длиною в жизнь, который продолжается и поныне.

По сути, он фотографирует свет, цвет и оттенки. Три эти составляющие наиболее осязаемы там, где фактически ничего нет — в местах, которые бескрайни и пусты, где свет и цвет полноценно проявляют свой истинный потенциал. Именно поэтому он ищет места, которые избавлены от обычных составляющих пейзажа, где ничто не отвлекает внимание и неминуемо позволяет всецело оценить три эти глобальных компонента.

Bleek Magazine: Чем для Вас является искусство? Как бы Вы определили искусство фотографии? Когда Вы осознали, что занимаетесь искусством?

Майк Стейси: На мой взгляд, одной из главных отличительных черт произведения искусства, независимо от используемого медиума, является его способность помочь зрителю иначе взглянуть на отдельные аспекты жизни. Оно должно способствовать расширению сознания зрителя, обратить его внимание на иные взгляды, чувства, эмоции или факты, о которых он прежде не думал или которых попросту не замечал.

Для меня искусство фотографии – это когда все вышесказанное можно отнести к созданию снимков. Для фотографа это трудная задача ввиду особенностей инструмента, через который мы пропускаем реальность. Абстрагироваться непросто, камера не лжет. Так что все зависит от твоего восприятия, от того, что ты хочешь передать зрителю. Например, документальный фотограф работает над реалистичной интерпретацией выбранной темы, поэтому, чтобы донести свою мысль, у него нет нужды добиваться абстрагирования. То воздействие, которое он стремится оказать на зрителя, во многом зависит от предмета съемки, света, композиции и общей эстетики изображения.

С пейзажной фотографией дело обстоит иначе. Например, одна из главных проблем здесь заключается в том, чтобы запечатлеть пространство, которое уже тысячу раз было сфотографировано, таким образом, чтобы зритель увидел или почувствовал что-то новое для себя. Абстрагирование может помочь, но, опять же, использование большинства техник, направленных на его достижение, стало слишком частым явлением. Кто захочет увидеть очередное побережье, снятое на длинной выдержке, или изображение, намеренно размытое движением камеры? Перед тобой стоит очень сложная задача, и если ты действительно берешься за ее решение, создаешь работы, которые заставляют людей думать, а главное – чувствовать, значит ты находишься на пути к художественному осмыслению своей темы.

Майк Стейси

© Майк Стейси, из серии «Эфир».

Bleek Magazine: Что Вы думаете о художественном видении в фотографии/искусстве? Что насчет Вас, обладали ли Вы таким видением с самого начала, или оно пришло уже в процессе занятия фотографией?

Майк Стейси: Художественное видение – это способность увидеть изображение до спуска затвора, после чего начинается процесс осмысления того, как это изображение можно претворить в жизнь. Что касается меня, прежде чем осознать фотографию как подлинно художественный медиум, я провел много времени, снимая пейзажи и оттачивая свое техническое мастерство. Я думаю, овладев технической стороной вопроса, ты обретаешь свободу двигаться в любых направлениях.

Я устал создавать снимки, которые мог бы сделать любой другой. Из всех отзывов, что я получил на свои работы, наибольшее влияние на меня оказал следующий: «Майк, это великолепные снимки. Они технически безупречны. Композиция совершенно правильная, экспозиция, глубина резкости и все такое не могли бы быть лучше, но… кто угодно мог бы сделать это». На тот момент я был поражен. Потребовалось время, чтобы ко мне пришло осознание верности этого замечания, но оно пришло.

Просто выйти на улицу и снимать по-прежнему — здорово, в этом есть свои простые радости, но мне следовало создавать более глубокие и содержательные работы. Это был поворотный момент.

Ключевая мысль, которую в процессе съемки я всегда держу в голове: «Что я хочу, чтобы зритель почувствовал, глядя на изображение?» В противовес вопросу: «Что я хочу, чтобы он увидел?»

Bleek Magazine: Какое место в процессе творчества, на Ваш взгляд, занимает разум? Всегда ли Вы сразу осознаете, что собираетесь сделать, или здесь остается место для последующих раздумий?

Майк Стейси: Конечно, разум принимает участие в творческом процессе. Я вижу его место в том, чтобы держать под контролем все технические аспекты: экспозицию, свет, ГРИП, композицию и т.д. Но все это просто знание, которое доступно каждому. Творческий процесс проходит здесь по касательной и подразумевает совершенно иной способ мышления. Для меня, как человека, получившего научное, математическое образование, это было очень непросто. У меня левополушарный, аналитический тип мышления, так что я должен был найти такой способ мыслить креативно (что является характерной чертой правополушарного типа), который был бы привычен мне, с учетом моего предыдущего опыта. Мне практически приходилось создавать некий шаблон творческого процесса и накладывать его на свое левополушарное видение, после чего я мог продолжать. Казалось, это сработало и помогло мне свернуть с проторенной дорожки традиционной пейзажной фотографии. Сейчас я уже не испытываю такой необходимости в шаблонах и сумел отыскать иные подходящие для меня методы.

Как правило, у меня появляется «чувство» того, что я хочу создать, после чего я выхожу на улицу и приступаю к экспериментам. Иногда приходится множество раз посещать одно и то же место, прежде чем на снимках начнет проявляться правильное ощущение, тогда я понимаю, что выбрал верный курс, и могу глубже погрузиться в используемые методы. Ключевая мысль, которую в процессе съемки я всегда держу в голове: «Что я хочу, чтобы зритель почувствовал, глядя на изображение?» В противовес вопросу: «Что я хочу, чтобы он увидел

© Майк Стейси, из серии «Дюны».

Bleek Magazine:  Что Вы думаете о «душе» в фотографии?

Майк Стейси: Думаю, я уже затронул этот момент, когда говорил о «чувстве». В моем понимании души есть свои особенности, как есть они у каждого человека, все зависит от индивидуального восприятия мира. До сих пор многие мои пейзажные работы были нацелены на достижение некого выходящего за пределы человеческого разума духовного уровня, который способен приподнять зрителя над повседневной реальностью, немного расширить его горизонты. Во всяком случае, я надеюсь на это.

Майк Стейси

© Майк Стейси, из серии «Эфир».

Bleek Magazine: Что Вы думаете о технической стороне фотографии?

Майк Стейси: Технические аспекты относятся к функциям левого полушария мозга и необходимы для достижения итогового результата, но на этом их роль заканчивается. Когда ты в полной мере овладел техникой, следует двигаться дальше. Технология съемки должна войти в привычку, чтобы в процессе работы фотографу не требовалось тратить энергию на ее обдумывание. В этом случае его разум свободен для экспериментов с выстраиванием изображения для достижения желаемого результата.

В красоте заключена мощная сила, которой пользуются и которой злоупотребляют все фотографы-пейзажисты, но это говорит лишь об ограниченности их авторского видения. Мне противны эти «украшательства» природы за счет усиления контраста, насыщенности цвета и прочих техник. Мир природы совсем иной, зачем превращать его в гламурный чизкейк, приправленный искусственными добавками. Это злоупотребление нашим правом быть фотографами и художниками.

Bleek Magazine: Свет – это основа для создания фотографии. Как Вы работаете со светом, какое влияние освещение оказывает на Вашу работу?

Майк Стейси: Свет оказывает такое же влияние на мою работу, как и на работу любого другого фотографа, но это лишь еще один инструмент, используемый для реализации своего видения. Временами мне бывает нужен драматический свет, мягкий свет, плоский свет, какой угодно. Все зависит от того, какого результата я пытаюсь добиться.

майк Стейси

© Майк Стейси, из серии «Во власти времени и пространства».

Bleek Magazine: Как Вы относитесь к современной черно-белой фотографии? Является ли, на Ваш взгляд, предпочтение черно-белых снимков, при имеющейся сегодня возможности делать цветные, каким-то авторским заявлением или это лишь вопрос техники и эстетики?

Майк Стейси: Я не думаю, что использование черно-белой пленки или перевод в черно-белое цифровых изображений, является сегодня каким-то авторским высказыванием, эти времена давно прошли. Сегодняшнее современное видение отдает предпочтение цвету и реализму. Не то чтобы я придерживался моды, но важно знать, что происходит в мире. Опять же, делая выбор между черно-белой и цветной фотографией, я основываюсь на том результате, который пытаюсь получить – на том «чувстве», которое я хочу, чтобы зритель испытал, глядя на один из моих снимков.

Технология съемки должна войти в привычку, чтобы в процессе работы фотографу не требовалось тратить энергию на ее обдумывание. В этом случае его разум свободен для экспериментов с выстраиванием изображения для достижения желаемого результата.

Bleek Magazine: Что можете сказать о красоте в фотографии? Всегда ли она должна быть целью художника? Изменила ли творческая фотография отношение людей к красоте в визуальном искусстве и каким образом? Что для Вас красивая фотография?

Майк Стейси: Хороший вопрос. Красота пробуждает определенные эмоции, вроде изумления, трепета и т.д., но эти эмоции не отражают всей гаммы человеческих переживаний, так почему художник должен ограничивать себя изображением красивых, приятных вещей? В красоте заключена мощная сила, которой пользуются и которой злоупотребляют все фотографы-пейзажисты, но это говорит лишь об ограниченности их авторского видения. Мне противны эти «украшательства» природы за счет усиления контраста, насыщенности цвета и прочих техник. Мир природы совсем иной, зачем превращать его в гламурный чизкейк, приправленный искусственными добавками, – это злоупотребление нашим правом быть фотографами и художниками.

Будучи пейзажистом, очень непросто заставить себя отойти от простой репрезентации красоты, но стоит попробовать, просто чтобы испытать себя, уровень собственной креативности.

Что для меня красивая фотография? Слишком долго перечислять, но в последнее время это портрет, демонстрирующий мне человеческое состояние во всем его величии или его противоположности. Сейчас я думаю о «Женщине-мигрантке» / «Migrant Woman» Доротеи Ланж / Dorothea Lange. Взгляд на эту фотографию и многие другие работы Ланж, заставляет меня «чувствовать», трогает что-то глубоко внутри, и мое состояние меняется. Это то, что могут делать с человеком великие фотографии.

Майк Стейси

© Майк Стейси, из серии «Привлекательная пустота».

Bleek Magazine: Насколько в фотографии важен «момент»? Как бы Вы описали свое внутренне ощущение подходящего момента? Всегда ли за этим ощущением следует хороший снимок?

Майк Стейси: «Момент», по крайней мере в пейзажной фотографии, это когда все, что тебя окружает, складывается, чтобы получилось изображение. Здесь многое зависит от света, но зачастую облака, ощущение неподвижности и т.д. сходятся вместе – часто это мимолетный момент, который длится лишь несколько минут. Когда это случается, это всегда очень волнительно, меня охватывает восторг от того, что происходит вокруг.

Момент в документальной фотографии во многом схож, но здесь он еще более мимолетен. Однако к нему применимы во многом те же самые слагаемые; для меня он определяется светом, композицией и определенным расположением снимаемого объекта.

Майк Стейси

© Майк Стейси, из серии «Эфир».

Bleek Magazine: Выбранный Вами предмет съемки определяет, как Вы будете с ним работать, или же все происходит наоборот – Вы хотите попробовать что-то конкретное и выбираете для этого подходящий объект?

Майк Стейси: Для меня все начинается с появления образа того, что я хочу создать, и, как я уже говорил, того, какие чувства я хотел бы передать зрителю. Когда у меня появляется примерное представление об этом, я приступаю к попыткам реализовать его путем тщательного выбора предмета съемки, подходящей пленки, фотохимии и т.д. вплоть до итогового варианта изображения и выбора бумаги, на которой я его напечатаю, способа его демонстрации, типа обрамления и т.д.

Путь между образом и его реализацией всегда полон экспериментов и разочарований, так что ключевую роль здесь играет мотивация, решительность и, прежде всего, вера в себя. Будучи в некоторой степени перфекционистом, я не бываю доволен результатами экспериментов до тех пор, пока итоговый отпечаток не соответствует задуманному образу. Если он соответствует, то попадает в мое портфолио на сайте, если нет – это только эксперимент.

На мой взгляд, одной из главных отличительных черт произведения искусства, независимо от используемого медиума, является его способность помочь зрителю иначе взглянуть на отдельные аспекты жизни. Оно должно способствовать расширению сознания зрителя, обратить его внимание на иные взгляды, чувства, эмоции или факты, о которых он прежде не думал или которых попросту не замечал.

Bleek Magazine: Что Вы можете рассказать о своей серии «Привлекательная пустота» / «Pretty Vacant»? Есть ли здесь какой-то социальный контекст, или это в большей степени геометрическая абстракция?

Майк Стейси: Это очень хороший вопрос, и я сам постоянно задаю его себе. Как правило, я не берусь за тему, не сформулировав для себя достаточно четкого авторского высказывания, но в «Pretty Vacant» такового еще нет. Это не значит, что, работая над этой серией, я не преследую никакой цели, просто пока мне трудно подобрать для ее изложения правильные слова.

Конечно, там есть определенный социальный контекст. Меня поражают некоторые «дизайнерские решения» нашей архитектуры. Многие постройки, запечатленные в «Pretty Vacant», представляют собой не более чем бетонные бункеры, что во многом соответствует стилю «брутализма» в архитектуре. Мне интересно, о чем думают дизайнеры этих строений. Они считают, что это красиво? Когда я приступил к съемкам этого проекта, мне на первый взгляд показалось, что эти строения совершенно бесчеловечны и представляют собой абсолют бетонной стерильности в дизайне, что делало эту работу полной противоположностью моих предыдущих серий – «Эфир» / «Ether», «Дюны» / «Dune» и «Артезианские Песенные Тропы» / «Artesian Songlines». В этом смысле проект поднимает множество социальных вопросов и ставит передо мной совершенно противоположные и очень трудные задачи.

По мере того, как я снимал все больше и больше этих конструкций, я научился ценить их минимализм и налаженную функциональную эстетику. Фотографа всегда восхищает геометрия. В композиции я особенно люблю мощь вертикалей, а для того, чтобы изображение сложилось, они должны быть идеально прямыми. Что касается авторского высказывания, прошу прощения, у меня его нет, но я в какой-то мере счастлив – я знаю, со временем оно сложится, возможно, пройдет несколько лет, прежде чем я смогу четко сформулировать причину, заставляющую меня снимать эти строения.

Майк Стейси

© Майк Стейси, из серии «Привлекательная пустота».

Bleek Magazine: Как Вы смогли достичь такой визуальной невесомости серии «Эфир» / «Ether»? Несмотря на столь разные условия освещения, все фотографии несут в себе одно и то же ощущение спокойствия. Вам непросто было этого добиться?

Майк Стейси: «Визуальная невесомость» исходит из сочетания различных техник, которые я использую, начиная от процесса съемки, заканчивая сканированием и печатью. По большей части этот эффект обязан экспозиции и особенностям пленки. Цветная негативная пленка – это единственное средство, позволяющее добиться такого результата, и я надеюсь, Kodak продолжит ее выпускать.

Если за работой стоит четкий замысел, добиться того, чтобы одно и то же ощущение проходило сквозь всю серию, не так трудно. Чтобы сложить серию «Ether», я применял очень четкие критерии – это позволило связать между собой изображения и при их совместном просмотре донести до зрителя свое сообщение. Та «визуальная невесомость», о которой Вы говорите, стала результатом применения определенных параметров к концепции серии и во многом была для меня способом передать сообщение, лежащее в основе проекта, духовное, прежде всего. Тем не менее, как сами изображения, так и высказывание, скрывающееся за серией, остается до определенной степени «открытым». Зритель волен искать собственные интерпретации. Я лишь надеюсь, что мои изображения подтолкнут его свернуть с протоптанной дорожки повседневных забот.

Серия «Привлекательная пустота»

1011-45-6 1011-45-7 1011-45-9 1201-45-4 1201-45-6 1202-45-4 1211-45-6 1212-45-9BW 1212-45-13 1212-810-1BW 1310-45-13 1310-45-15 1310-45-17 1311-45-3 1311-45-35BW 1402-45-11

© Bleek Magazine. Все изображения: Майк Стейси. Перевод: Дарья Кузнецова.

Песональный сайт: www.mikestacey.com

Send this to a friend