Арт-директор галереи актуального искусства «RuArts» о рынке, коллекционерах и российской фотографии

Катрин Борисов – арт-директор московской галереи актуального искусства «RuArts». За годы своей профессиональной карьеры работала продюсером съемок, фоторедактором «L’Officiel», «Elle», «GQ», «Сноб», занималась организацией выставок и кураторством ряда художественных проектов.

Катрин Борисов

Катрин Борисов, арт-директор московской галереи актуального искусства «RuArts»

Bleek Magazine: Как бы вы в общих чертах описали коллекционера современной российской фотографии: кто он, насколько серьезно и последовательно подходит к составлению своей коллекции, каковы его основные мотивации? Он принципиально предпочитает именно этот медиум или современная фотография привлекает его, в первую очередь, своим инвестиционным потенциалом, наравне с другими видами современного искусства? И существует ли такой коллекционер вообще?

Катрин Борисов: Я действительно могу только в общих чертах описать российских коллекционеров, так как пока их единицы. Однако, я бы выделила две категории.

Первая — это небольшое число фанатов фотографии, и их мотивация — любовь к фотографии, но так как они, как правило, не обладают большими финансовыми возможностями, то довольно активно продают и меняют работы из своих коллекций. Часто это коллекционеры советского и раннего постсоветского периода.

Вторая категория — это люди, которые занялись коллекционированием, следуя моде. Они не ставили задачи инвестировать в фотографию, но являясь чаще всего представителями новой экономической элиты и, по определению, деловыми людьми, они реально оценивают стоимость своих коллекций.

Сергей Борисов, интервью с Катрин Борисов

Сергей Борисов, «Вдохновение», 1989

Bleek Magazine: В чем вам видится причина небольшого числа коллекционеров? Ведь в России уже давно существует социальный класс, имеющий достаточный как интеллектуальный, так и финансовый капитал для того, чтобы увлечься коллекционированием и воспринимать фотографию как инвестиции.

Катрин Борисов: Во-первых, коллекционер – это призвание, серьезное увлечение на всю жизнь и коллекционером, в принципе, готов стать не каждый. Во-вторых, пока в России не сформирован вторичный рынок, невозможно воспринимать фотографию как серьезные инвестиции, хотя целый ряд фотографов уже давно котируется на Западе, но здесь, приобретая произведение искусства сегодня, вы не можете заложить или продать его уже завтра.

Bleek Magazine: Какой стратегии вы следуете при работе со своими клиентами? Арт-директор в большей степени ориентируется на запрос клиента или занимает активную позицию в формировании этого запроса и рынка?

Катрин Борисов:  Арт-директор всегда пытается познакомить клиентов с работами тех авторов, которых он представляет, но это не значит, что мнение клиента не учитывается. Мне повезло, наши постоянные клиенты люди не только образованные и подкованные, но и широких взглядов, в целом. Мне нравится, когда клиенты удивляют своим выбором, своим необычным вкусом и взглядом.

Никита Шохов, интервью с Катрин Борисов

Никита Шохов, из серии Moscow Night Life, 2010-2013

Bleek Magazine: Расскажите, пожалуйста, немного о системе отношений между галереями и коллекционерами современной фотографии в России. Если сравнивать отечественную и зарубежную практики, есть ли у российского коллекционирования своя специфика и, если есть, то в чем она заключается?

Катрин Борисов: Я не думаю, что у коллекционирования есть какая-то национальная специфика, единственное, что отличает Россию и Запад, так это то, что там довольно много сформированных и работающих коллекций, а у нас это пока редкость.

Bleek Magazine: Распространены ли случаи, когда коллекционер действует без посредников, связываясь с заинтересовавшим его автором напрямую?

Катрин Борисов:  К сожалению, как правило, коллекционер действует без посредников, если речь идет о современной фотографии и живущих авторах. Если только ему не нужны гарантии, сертификаты галереи и подтверждение тиража. Однако, если речь идет о винтажных отпечатках и признанных авторах, то скорее коллекционер придет в галерею или к знакомому арт-дилеру. Не многие коллекционеры любят общаться с наследниками или тратить месяцы на поиски работ.

Михаил Розанов, интервью с Катрин Борисов

Михаил Розанов, из серии «Геометрия», 2015

Bleek Magazine: Характерно ли для российских коллекционеров желание экспонировать и/или продвигать работы из своих коллекций?

Катрин Борисов: Это зависит строго от коллекции и отношения к ней владельца. Есть важные коллекции, а есть коллекции «для себя», кто-то хочет продвигать и увеличивать стоимость, кто-то скромно владеет «сокровищами». Многим коллекционерам просто не хочется расставаться с работами или они бояться за сохранность. Но я лично каждый раз проговариваю с покупателями, что они могут и должны давать работы на выставки.

Bleek Magazine: А были ли уже выставки, где были экспонированы работы, которые были приобретены в вашей галерее?

Катрин Борисов: в 2016 году планируются две музейные выставки в Москве и Санкт-Петербурге, в которые, скорее всего, войдут несколько работ из частных коллекций наших клиентов.

Сергей Борисов, интервью с Катрин Борисов

Сергей Борисов, «Диалог», 1984

Bleek Magazine: В последние годы интерес к современной фотографии в России явно вырос; появились новые институции, а вместе с ними — новое поколение художников, работающих с медиумом фотографии. Как эти перемены повлияли на рынок российской фотографии; как к молодым авторам относятся коллекционеры и галеристы?

Катрин Борисов: Настоящий успех имеют только устоявшиеся имена. Если говорить о молодых, то среди них известны лишь те, которые играют на поле современного искусства. Их единицы.  Галеристы и коллекционеры  или, поверив в молодого автора сразу,  вкладываются в него, тем самым помогая продвижению, или долго присматриваются и только потом начинают покупать.

Bleek Magazine: Как известно, многие авторы сейчас предпочитают называть себя не фотографами, а художниками, работающими с фотографией. Как вы считаете, связано ли это с тем, что статус современного искусства несколько выше, чем статус собственно фотографии? И актуально ли подобное разграничение для галерей и коллекционеров?

Катрин Борисов: Фактически я ответила на этот вопрос выше. Те художники или фотографы, которые работают как бы в совриске, имеют некоторый успех, т.к. коллекционеров современного искусства значительно больше. Заявить о себе в традиционной фотографии гораздо труднее, поэтому многие позиционируются как художники. Коллекционеры фотографии сами решают для себя быть произведению в коллекции или нет, а галеристы часто смешивают эти понятия.

Никита Шохов, интервью с Катрин Борисов

Никита Шохов, из серии Moscow Night Life, 2010-2013

Bleek Magazine: Если говорить о современной российской фотографии, то какие направления и имена можно назвать наиболее востребованными сейчас?

Катрин Борисов: Мы по-прежнему успешно продаем Сергея Борисова и, судя по интересу отечественных и зарубежных музеев, галерей и аукционов, этот автор актуален и востребован. Могу также отметить Михаила Розанова, чьи выставки одна за другой открываются на важных площадках Москвы, Тимофея Парщикова и его появление на международных ярмарках, а также прекрасный проект в ММСИ в Ермолаевском, Никиту Шохова, за которым слежу уже не первый год.

Bleek Magazine: Если говорить о мировых тенденциях, то в последнее время востребованным предметом коллекционирования стали фотокниги — есть ли интерес к этому формату у российских коллекционеров?

Катрин Борисов: Фонд RuArts начал издание фотокниг  еще в 2007 году, и мы с упорством продвигаем этот вид коллекционирования, но, на мой взгляд, коллекционеров пока немного.

Михаил Розанов, интервью с Катрин Борисов

Михаил Розанов, из серии «Геометрия», 2015

Bleek Magazine: Как отличается стоимость работ отечественных и зарубежных фотографов? Есть ли основания говорить о положительной динамике цен на снимки российских авторов в последние годы? Какие факторы являются основными при ценообразовании на российском рынке?

Катрин Борисов: Стоимость работ русских фотографов значительно уступает международной по причине небольшого спроса.  Я бы сказала,  что динамика роста есть, но не высокая. Факторы ценообразования те же, что и в других странах – известность имени, наличие работ в музейных и частных коллекциях, важные  выставки, публикации.

Bleek Magazine: Как вы видите будущее российского рынка фотографии?

Катрин Борисов: Исходя из вышесказанного, можно сказать, что российский рынок фотографии должен, наконец, сформироваться, так как  в России есть большое количество потенциальных коллекционеров и интересных достойных авторов, как 19-20 веков, так и совсем молодых. Беда в том, что мало площадок для показа, галерей для продажи и почти не видно работы критиков и арт-дилеров. Когда и если они появятся, то рынок сделает рывок.

© Bleek Magazine. Беседу вел: Андрей Белков.

Send this to a friend