Интервью с самыми дорогими на текущий момент украинскими фотографами о современном арте и их проекте «Апокалипсис в искусстве».

Елена и Виталий Васильевы

Виталий и Елена Васильевы

Виталий и Елена Васильевы — семейная пара художников, прошедших харьковскую школу фотографии, снимающих для журналов Vogue, Stern и Spiegel, в течение прошлого года установила несколько украинских рекордов. В феврале на аукционе Phillips их диптих «Нео» был куплен за $63 400. В марте работа Васильевых «Лед» на этом же аукционе ушла с молотка за $106 900 – сумму, в три раза превысившую эстимейт.

Bleek Magazine: Расскажите, о чем ваш проект «Апокалипсис в Искусстве»? Что подтолкнуло вас к его созданию? В чем вы нашли источник вдохновения?

Виталий и Елена Васильевы: Музей современного искусства моделирует отношения внутри реальности, задаёт и отражает ценностную иерархию и тем самым воздействует на бессознательное, во многом формируя его «угол восприятия». В общем и целом, это можно назвать одним из исторических аспектов применения искусства, этим объясняется его поддержка государственными институциями на протяжении всей истории, начиная с древнего Египта и заканчивая новейшей историей.

Наш проект развивает тему современного искусства, а точнее – процессов, которые происходили на протяжении 20, начала 21 веков и происходят сейчас в эстетическом сознании и художественной культуре. Границы и критерии искусства (а главным критерием всегда был эстетический) сегодня полностью размыты. Сейчас произведением искусства может быть любой объект, не имеющий к искусству отношения, главное – обозначить его таковым, заявить о нем, и его уже начинают воспринимать как искусство. Сейчас многие современные художники утратили автономию уникального личностного творца своего произведения. Теперь всё чаще называют произведением искусства примитивный мусор. И музеи современного искусства дают пристанище этому мусору, тем самым становясь соучастниками процесса художественной деградации в обществе. Для того чтобы сейчас стать художником, не нужно много труда – главное, опять же, заявить о себе как о художнике и представить в качестве своего произведения, скажем, дерево или в одном тоне покрашенный холст. Поэтому мы изобразили пять музеев, которые находятся на разных континентах, в среде, далёкой от их реального местонахождения, и тем самым попытались показать весь упадок, в котором сейчас пребывает искусство в целом. Скажите «среднему» человеку, что перед ним объект или картина известного, всеми уважаемого художника, как он тотчас же станет относиться к данному произведению искусства со вниманием и почтением, признав его значительность. В более широком смысле подделки служат примером того, что факты не существуют объективно, а их оценка основана не на понимании, а на придуманном, мнимом статусе.

Виталий и Елена Васильевы

Из проекта «Апокалипсис в искусстве».

Bleek Magazine: Как создавался проект? Расскажите об основных этапах его реализации.

Виталий и Елена Васильевы: Мы изготовили пять точных макетов музеев, придумали сюжетную составляющую и подобрали специальные локации для съемки. Результат вы видите на снимках. Создание проекта, по сути, диалог между воспринимающим субъектом и концепцией, постепенно облекаемой в конкретную форму в той или иной художественной среде. Между тем, такая работа ни в коей мере не может быть представлена как простое отображение заранее сформировавшихся идей художника. Искусство всегда вызывает разного рода ассоциации и поражает зрителя, а потому работа художника не столько является точной копией его мысленных образов, сколько продолжением замысла и реализацией тех форм, которые возникли в мозгу художника.

Теперь всё чаще называют произведением искусства примитивный мусор. И музеи современного искусства дают пристанище этому мусору, тем самым становясь соучастниками процесса художественной деградации в обществе.

Bleek Magazine: В своем проекте вы помещаете макеты музеев в совершенно чуждую для них среду, и визуально складывается ощущение, что эта среда совершенно не дружелюбна. Это наводит на мысль, что современное искусство, по вашему мнению, также находится в чуждой для него среде, то есть, как бы не на своем месте. Так ли это? Как вы определите место искусства в современном мире?

Виталий и Елена Васильевы: Искусство сопровождает человечество в течение всей истории цивилизации и оказывает большое влияние на его развитие. Благодаря произведениям искусства прошлых веков, мы можем составить представление о том, что происходило до нас. Искусство играет большую роль и в современном мире, но сейчас мы лишь смутно себе представляем, что оставит потомкам искусство сегодняшнего дня. В нашем проекте музеи представлены в нетипичной для них среде, в гнетущей обстановке, но при этом они не теряют свой облик, тем самым как бы показывая, что искусство продолжает свою жизнедеятельность, невзирая ни на что. Сейчас в искусстве, кажется, уродство постепенно побеждает красоту. Сегодняшний девиз: искусство – это всегда провокация. Искусство должно провоцировать и для того, чтобы привлечь к себе внимание.

Виталий И Елена Васильевы

Фото со съемок проекта «Апокалипсис в искусстве».

Bleek Magazine: Как вы считаете, что такое успешный арт-проект с точки зрения художника? В данном контексте можете ли Вы сказать, что «Апокалипсис» успешен? Довольны ли вы результатом?

Виталий и Елена Васильевы: Наверное, у каждого художника есть свой критерий успешности того, что он создал. Успешен наш проект или нет? Можем сказать, что успешен. Он привлекает внимание как специалистов в области искусства, так и простых людей, которые оценивают искусство непредвзято, на уровне своего личного восприятия и вкуса. Участие в Архитектурной биеннале в Венеции в 2014г. также свидетельствует о том, что наш проект имеет успех.

Фотография – это территория свободы и творчества, которая к тому же документирует нашу жизнь, и мы уверены, что о 20 и 21 веке будут знать больше, чем, скажем, знали о 18 или 19 веках.

Bleek Magazine: Как складываются ваши отношения с кураторами, галеристами и другими арт-институциями? Какие правила существуют на этом рынке? Вы играете по ним?

Виталий и Елена Васильевы: Нужно отдавать себе отчёт, что художник – это важная часть всего художественного процесса, и, конечно же, художник должен функционировать в некоем поле, где есть свои правила игры. Наши отношения с людьми, которые принимают непосредственное участие в процессе, бывают разными. Наверное, как у всех бывают и негативные, и положительные моменты. Невозможно идти по какому-то пути и не встречать трудностей или преград. На наш взгляд, в мире искусства и около него существует множество положительных факторов, которые способствуют развитию нашей карьеры, и влияют на всё наше творчество в целом. Но есть, конечно, и очень неприятные моменты, без которых невозможно обойтись не только художнику. Мы стараемся не отвлекаться на все эти подводные течения, а просто делаем свою работу так, как понимаем и умеем. К счастью, у нас есть коллекционеры и инвесторы, которые помогают нам реализовывать наши фантазии в проектах, которые уже представлены или еще только будут представлены широкой публике. Мы считаем, что для художника очень важно, чтобы он мог свободно и спокойно творить.

Виталий и Елена Васильевы

Из проекта «Апокалипсис в искусстве».

Bleek Magazine: Как вы считаете, какое место занимает искренность и открытость художника в его творчестве? Имеет ли художник право плыть по течению?

Виталий и Елена Васильевы: Искренность в искусстве необходима, открытость – не думаем. Из своего личного опыта можем предположить, что, чем больше художники закрыты, тем эффективнее их работа. По течению художник плыть не может, так как, если он плывёт по течению, не затрачивая никаких усилий для популяризации своей работы, у него практически нет шансов заявить о себе и своей работе на более серьёзном уровне.

Люди наконец-то поймут, что создаваемые всякими профанаторами и мошенниками фотошколы – это крематории, где сгорает творчество в обмен на ремесло и включённость в профессиональную среду. Здесь можно тихо тлеть, но нельзя быть.

Bleek Magazine: Легко ли вам работается в паре? Не было ли желания сделать отдельные проекты? Над каким проектом вы сейчас работаете? Какие планы на будущее?

Виталий и Елена Васильевы: Мы вместе пришли в искусство и даже не можем себе представить, что мы начнем работать отдельно. Наш тандем даёт нам более широкое поле для фантазии, и всё уже происходит на чисто интуитивном уровне. Сейчас мы работаем над завершением проекта «Апокалипсис в Искусстве», так как по изначальной концепции проекта мы предполагали создать не пять музеев, а восемь – вот сейчас мы работаем над завершающей стадией. Относительно планов на будущее – они очень большие, если не сказать грандиозные. Мы сейчас прорабатываем и осмысляем очень интересный проект, который по своей сути и его предполагаемому восприятию может стать уникальным и в то же время фантастически технологичным. Но это уже другая история, и мы надеемся, что наступит время, когда мы сможем представить проект в реальности.

Виталий и Елена Васильевы

Фото со съемок проекта «Апокалипсис в искусстве».

Bleek Magazine: Как вам видится будущее фотографии?

Виталий и Елена Васильевы: Видим будущее фотографии радужным. Уверены, что сейчас фотография в визуальном искусстве стоит на высоких позициях и с каждым годом будет привлекать к себе всё больший интерес.
Люди наконец-то поймут, что создаваемые всякими профанаторами и мошенниками фотошколы – это крематории, где сгорает творчество в обмен на ремесло и включённость в профессиональную среду. Здесь можно тихо тлеть, но нельзя быть. Они просто начнут снимать, не обращая внимания на окружающею суету и всевозможную критику. Фотография – это территория свободы и творчества, которая к тому же документирует нашу жизнь, и мы уверены, что о 20 и 21 веке будут знать больше, чем, скажем, знали о 18 или 19 веках.

Скажите «среднему» человеку, что перед ним объект или картина известного, всеми уважаемого художника, как он тотчас же станет относиться к данному произведению искусства с вниманием и почтением, признав его значительность.

Bleek Magazine: Станет ли цифровая репрезентация превалировать над бумажной и галерейной?

Виталий и Елена Васильевы: Не думаем, что это случится в ближайшее время. И цифровое представление даже близко не может сравниться с бумажным или галерейным. Современные технологии могут заменить многое, но видеть в реальности изображение, оформленное и помещенное в пространство – это намного круче, чем просто смотреть мёртвое изображение на мониторе компьютера.

Виталий и Елена Васильевы

Из проекта «Апокалипис в искусстве».

Bleek Magazine: Настанет ли, и правда, апокалипсис, и не закончится ли эра галерей и музеев?

Виталий и Елена Васильевы: Хотим повторить: музеи были и будут в любые времена, невзирая ни на что. Тому свидетельство то, что музеи существуют уже долгое время и пережили не один апокалипсис, которые происходили в разные времена нашей истории.

Уверены, что сейчас фотография в визуальном искусстве стоит на высоких позициях и с каждым годом будет привлекать к себе всё больший интерес.

Bleek Magazine: По каким правилам вы играете?

Виталий и Елена Васильевы: Стараемся играть по своим правилам, которые мы сами для себя сформировали.

Виталий и Елена Васильевы

Из проекта «Апокалипсис в искусстве».

Bleek Magazine: Что отличает художника от обывателя?

Виталий и Елена Васиельвы: Обыватель смотрит, а художник видит.

Фотографии проекта «Апокалипсис в искусстве»

Vitaliy and Elena Vasilieva-Apocalypse in Art-1 Vitaliy and Elena Vasilieva-Apocalypse in Art-2 Vitaliy and Elena Vasilieva-Apocalypse in Art-3 Vitaliy and Elena Vasilieva-Apocalypse in Art-4 Vitaliy and Elena Vasilieva-Apocalypse in Art-9 Vitaliy and Elena Vasilieva-Apocalypse in Art-10 Vitaliy and Elena Vasilieva-Apocalypse in Art-11 Vitaliy and Elena Vasilieva-Apocalypse in Art-25 Vitaliy and Elena Vasilieva-Apocalypse in Art-26 Vitaliy and Elena Vasilieva-Apocalypse in Art-27 Vitaliy and Elena Vasilieva-Apocalypse in Art-28 Vitaliy and Elena Vasilieva-Apocalypse in Art-29 Vitaliy and Elena Vasilieva-Apocalypse in Art-30 Vitaliy and Elena Vasilieva-Apocalypse in Art-32 Vitaliy and Elena Vasilieva-Apocalypse in Art-34 Vitaliy and Elena Vasilieva-Apocalypse in Art-36 Vitaliy and Elena Vasilieva-Apocalypse in Art-39

© Bleek Magazine. Беседу вела: Ксения Герасименко.

Send this to a friend