Немецкий фотограф рассказал Ксении Герасименко о том, что он не занимается документированием реальности, называет свои работы «стихами», использует камеру за 50 евро, а также пообещал нам, что скоро многие пойдут по его стопам.

Борис Эльдагсен, интервью журналу Bleek Magazine.

© Борис Эльдагсен, «Окно» / «The Window».

Борис Эльдагсен (Boris Eldagsen) вырос в Юго-Западной Германии и изучал фотографию, визуальные искусства и философию в Академии Искусств в Майнце, Академии Изящных Искусств в Праге, Школе Искусств и Коммуникаций имени Сароджини Найду в Индии.

Его работы были представлены на различных выставках и фестивалях, таких как Fridericianum Kassel, Deichtorhallen Hamburg, CCP Melbourne, ACP Sydney, FORMAT Derby, Voies Off Arles, Media Forum Moscow и многих других.

Bleek Magazine: Когда Вы увлеклись фотографией или искусством?

Борис Эльдагсен: Я плод смешения стран и культур. Я вырос на Юго-Западе Германии, где история будто уложена слоями – от святилищ кельтов, римских храмов, средневековых замков и церквей до бункеров Первой и Второй мировых войн. Я учился в Кельне и в Майнце (Германия), в Праге (Чехия) и в Хайдарабаде (Индия), восемь лет жил в Мельбурне (Австралия) и путешествовал по всей Азии. Меня все больше занимало изучение условий человеческой жизни. Философия тоже вела к этому. А искусство обещало ответы. Мне было 17 лет, когда я заинтересовался искусством. И сейчас, больше 25 лет спустя, оно по-прежнему меня вдохновляет. Но теперь это переросло в интерес к изучению различных проявлений бессознательного. Здесь я нашел то, что искал – вневременную связующую структуру, которую можно положить в основу моей работы.

Борис Эльдагсен, интервью журналу Bleek Magazine.

© Борис Эльдагсен, «Стих #55» / «POEM #55».

Bleek Magazine: Влияет ли Ваше философское образование на Ваше отношение к фотографии?

Борис Эльдагсен: Когда я начинал изучать искусство и философию в 1991 году, я надеялся найти ответы на вечные вопросы. Сейчас, когда я осознал, что это невозможно, я сосредоточен на совершенствовании самих этих вопросов и получаю удовольствие от незнания ответов. Есть несколько причин, почему я люблю фотографию.

Во-первых, из-за ее связи с реальностью. Изначально люди используют фотографию, чтобы показать «реальность», «истину». Но что такое реальность и что есть Истина? С точки зрения философии, на этот счет существует более дюжины теорий, каждая из которых основана на ложных предположениях. Если не существует абсолютной истины, как может машина, вроде камеры, ее ухватить? Она не может. Но мы поддаемся обману.

Вторая причина заключается в том, что фотография работает со светом.

Третья причина – это парадоксальный коан дзен, что я для себя придумал: могу ли я, используя то, что находится перед камерой, показать внутреннюю психологическую структуру?

Борис Эльдагсен, интервью журналу Bleek Magazine.

© Борис Эльдагсен, «Стих #76» / «POEM #76».

Bleek Magazine: Вы относите свой стиль к какому-нибудь художественному направлению?

Борис Эльдагсен: Я ощущаю свою связь со всеми историческими движениями, имеющими отношение к бессознательному: от религиозных, мистических и магических практик до романтизма, символизма, сюрреализма, К.Г. Юнга и других.

Bleek Magazine: Что для Вас является главным источником вдохновения? И что важнее – вдохновение или регулярный труд?

Борис Эльдагсен: Живые источники вдохновения – это Роджер Баллен и Алехандро Ходоровски. Питер Гринуэй тоже им был. Меня вдохновляет музыка, другие формы искусства, такие как живопись, театр, кино. Если ты знаешь, что ищешь, все может стать источником вдохновения.

Для меня творчество сродни айсбергу. Есть рациональная, аналитическая видимая верхушка и огромная невидимая масса, руководимая интуицией и эмоциями. Мои идеи поднимаются снизу. Но в творческом процессе, чтобы не застрять, ты должен двигаться между этими двумя полюсами. Регулярность тоже очень важна, поскольку позволяет идти глубже, совершенствовать свои умения.

Борис Эльдагсен, интервью журналу Bleek Magazine.

© Борис Эльдагсен, «Стих #77» / «POEM #77».

Bleek Magazine: У Вас есть какие-то увлечения?

Борис Эльдагсен: У меня нет никаких хобби в собственном смысле этого слова. Все, что меня занимает, может стать частью моей художественной практики. Кроме того, меня привлекают человеческие эксперименты. Любовь, похоть, революционные идеи.

Борис Эльдагсен, интервью журналу Bleek Magazine.

© Борис Эльдагсен, «Стих #95» / «POEM #95».

Bleek Magazine: Большинство современных фотографов работают с социальным темами, пытаются рассказывать истории, создают серии, проделав некий фиксированный объем работы, а затем переходят к другой истории, но Вам такой подход, кажется, не близок. Почему?

Борис Эльдагсен: Фотография – это только средство. Я думаю, Вы имеете в виду тех, кого я называю фото-фотографами, которые придерживаются документальных, журналистских подходов. Большинство из них обеспокоено какими-то политическими или гуманистическими проблемами и хотят сделать что-то полезное. Они могут создавать хорошие работы, не помня о себе. Они рассказывают чужие истории. Они движутся вокруг верхушки айсберга и показывают то, что попадает в объектив. Кто-то из них просто боится заглянуть внутрь.

Я бы назвал себя художником, работающим с фотографией, а значит, мое путешествие идет внутрь. Роджер Баллен сказал об этом: «поверните свои глазные яблоки назад и фотографируйте то, что видите». Я называю свои изображения стихами, чтобы подчеркнуть, что это не истории, а творческое использование медиума, требующее диалога с собственными чувствами и воспоминаниями. Стихотворение погружается в воду, это подводная часть айсберга, слова используются в нем, чтобы пробудить чувства и воспоминания. Оно куда более открыто, чем история. Оно всегда достраивается в вашем сознании, сердце и душе.

Борис Эльдагсен, интервью журналу Bleek Magazine.

© Борис Эльдагсен, «Стих #98» / «POEM #98».

Bleek Magazine: Расскажите немного подробнее о «стихах». Как фотографии объединяются в серию, как Вы планируете их экспонирование? Расскажите о концепции своего творчества в целом.

Борис Эльдагсен: Я захватываю то, что другие называют реальностью. Технически половина моих изображений – «стрит-фотография», но у меня нет желания показывать, что происходило в конкретное время и в определенном месте. Если мне удалось заставить это все исчезнуть, создать вневременной образ, психологический архетип – значит, я достиг своей цели. Я хочу, чтобы мои работы оказывали воздействие на эмоциональном, бессознательном уровне, а не переводились в слова.

«СТИХИ» — это мета-серия. На сегодня в нее входит больше 100 изображений, которые в зависимости от темы выставки могут комбинироваться бесконечным множеством разных способов. Мои пространственные инсталляции включают фотографии пяти различных размеров на крупноформатной бумаге. Изображения группируются согласно эмоциям и воспоминаниям. Различия в размере вынуждают зрителя менять дистанцию, примерять разные роли: сначала он оказывается гигантом, рассматривающим крошечную фотографию, а потом следует вдоль огромной панорамы и становится карликом.

Борис Эльдагсен, интервью журналу Bleek Magazine

© Борис Эльдагсен, «Рождение вселенной» / «Origin of the World».

Bleek Magazine: Можете рассказать чуть больше о технических аспектах Вашей работы? У Вас есть команда? Кто эти люди? Расскажите, с кем Вы сотрудничаете.

Борис Эльдагсен: Я пользуюсь десятилетним Nikon Coolpix. На вторичном рынке он стоит порядка 50 евро. Камера легкая и не вызывающая, и я так привык с ней работать, что она буквально стала моим продолжением. Я выстраиваю изображение на месте перед камерой, и почти любая камера справилась бы с задачей. В основном я работаю один, но ассистенты-волонтеры всегда бывают кстати.

Мои модели – это в основном коллеги и друзья. В доверительной обстановке, расслабленной атмосфере мне удается получить лучшие кадры. Сначала идет сложный процесс очерчивания нашего бессознательного, я нахожу в нем точки пересечения, после чего приступаю к постановке снимков.

Я люблю сотрудничать с другими художниками, это способствует расширению моего мышления и способов работы. Я занимаюсь этим уже 20 лет. Задача в том, чтобы выявить сильные, а не слабые стороны вовлеченных людей. Если вам удастся инициировать творческий танец сил, результат превзойдет все, что вы могли бы сделать в одиночку.

Bleek Magazine: У Вас есть «проект мечты», который Вы хотели бы реализовать?

Борис Эльдагсен: Я уже работаю над своим проектом «мечты» 😉 К тому же, я хотел бы запустить фейковую кампанию на кикстартере для создания живых секс-игрушек, напечатанных из стволовых клеток на 3D-принтере, чтобы получить первый в мире пульсирующий и теплый фаллоимитатор. Он предполагает роман без обмана, а затем может быть съеден без всяких юридических последствий. Кто-нибудь из российских инвесторов это читает?

Борис Эльдагсен, интервью журналу Bleek Magazine.

© Борис Эльдагсен, «Юная Венера» / «Young Venus».

Bleek Magazine: Можете как-то прокомментировать современный мир арт-фотографии? Какие существуют тенденции, как Вы к ним относитесь и почему? Как Вы взаимодействуете с арт-рынком и институциями, нравится ли Вам это, играете ли Вы по правилам или предпочитаете идти своей дорогой?

Борис Эльдагсен: Я начинал учиться в период расцвета Дюссельдорфской школы. В течение 12 лет никто не хотел выставлять мои работы. Люди смеялись над моей камерой и любительским светом. Но я был упрям и остался верен своим интересам. Я создал больше 10 серий, которых никто не видел. Это сделало меня тем, кто я есть сейчас. Люди вдруг стали называть меня «солитером», автором с уникальной личной позицией. Я получаю письма от поклонников с просьбами об автографе.

Что касается арт-рынка, я следую своим путем – я слишком стар и сведущ, чтобы идти на уродливые компромиссы. Пять лет назад я был так разочарован работой с одной берлинской галереей, они меня совсем забросили и так дурно со мной обошлись, что мне пришлось помочиться на их дверь, чтобы прийти в себя. Компромиссы на этом закончились. Сейчас я сам режиссер своей работы, именно я гарантирую предельно мощное воздействие моих работ на зрителя. Я не могу делегировать эту ответственность никому другому. Никто не может проникнуть в мой мозг. Настало время режиссерских версий.

Большая часть современной фотографии липнет к поверхности или крутится вокруг документальных или рациональных концепций. Но если вы не в состоянии увидеть то, что происходит внутри, прекратите фотографировать мир снаружи. Я хочу видеть эмоции, нутро, демонов художника. Если работа слишком рациональна, я могу оценить концепцию, но останусь равнодушен. Мне по-прежнему скучно смотреть типологические работы последователей последователей школы Бехеров.

В то же время, мне кажется, что времена меняются. За последние три года я посетил много фотографических фестивалей, и есть внушительное количество фотохудожников 27-40 лет, создающих удивительные работы. Я вижу некоторые тенденции: возврат к черно-белому, возврат к символизму, путешествия внутрь, новые миксы абстрактного и фигуративного. На фестивале Noorderlicht в этом году кураторы Вим Мелис (Wim Melis) и Хестер Кейзер (Hester Keijser) создали две противоположные экспозиции: «Data Rush» на основе рационального, концептуально подхода и «Pulse», представляющую интуитивную, темную и эмоциональную сущность. Будучи одним из 15 художников, участвующих в выставке «Pulse», я почувствовал начало чего-то нового. Символ.

© Bleek Magazine. Беседу провела: Ксения Герасименко. Перевод: Дарья Кузнецова.

Персональный сайт фотографа: www.eldagsen.com

Send this to a friend