Как показать процесс стремительной урбанизации и превращение города-курорта с присущей ему размеренной жизнью в эпицентр Олимпийского торжества со всей его массовостью и шлейфом патриотической бравады? На протяжении шести лет фотограф ездила в Сочи, чтобы зафиксировать все стадии этой трансформации

Юлия Абзалтдинова
Юлия Абзалтдинова

Фотограф, выпускница Школы им.А.Родченко и Фотодепартамента. Работает с темой репрезентации национальной идентичности; фиксирует следы влияния человека на природный ландшафт. Член Союза фотохудожников России. Принимала участие в различных выставках в Москве, Екатеринбурге, Красноярске, Перми, участница международного фотографического фестиваля Pingyao Photography Festival в Китае (2013), фестиваля фотокниг ViennaPhotoBookFestival в Вене (2014), фестиваля «Молодые фотографы России» в Пущино (2016), “Фотопарада” в Угличе (2016).

Проект «The Big Game» состоит из трех частей, первая посвящена исследованию местной мифологии и выявлению первых следов грядущих перемен; вторая — коллективный портрет российских спортивных болельщиков, приехавших на Олимпийские и Паралимпийские игры; последняя — о человекоизмененном ландшафте и жизни местных после соревнований.

Впервые Юлия приехала в Сочи в 2010-м году, чтобы какое-то время пожить, — тогда еще не имея в голове плана масштабного фотопроекта. За год она успела внимательно изучить город и завести знакомства с местными жителями. Однако вскоре жизненные планы поменялись, и уже в 2011-м Юля поступила в Школу имени А. Родченко и переехала в Москву. Сочи стал местом, куда фотограф периодически сбегала от стремительного столичного ритма жизни в поисках нужных сюжетов, ракурсов, света и цвета. Манера съемки соответствовала взгляду фотографа-фланёра. Юлия рассказывает, что в тот момент ей было важно уловить, как детали повседневности транслируют перемены в общественном восприятии, как создается и в каких формах оседает в городском пространстве новая мифология. Так появилась первая часть проекта, которая впоследствии приобрела название «Легенды».

Юлия Абзалтдинова

Фото: Юлия Абзалтдинова, из проекта «The Big Game», часть первая, «Легенды». Предоставлено автором

Вторая часть — «Паспорт болельщика». На удивление, серия сделана достаточно нейтрально: условные матрешки и тому подобная игра с национальной символикой на экспорт, конечно, присутствуют, но не довлеют, чего можно было бы ожидать. Ракурсы осторожные, заметна дистанция автора. Камера статичная, снимки делались на среднеформатную пленку. Название «The Big Game» звучит точно: люди выглядят скорее охотно примеряющими на себя роли болельщиков, чем настоящими спортивными фанатами; пейзажи открыточны; новострой будто бы вдохновлен мультипликационными образами или как минимум парками аттракционов — словом, на всём лежит отпечаток постановочности зрелища. Спрашиваю у Юлии, какое у нее осталось впечатление от Олимпийских игр и куда подевался весь «трэш», — она отвечает, что было всё: как воодушевление, чувство праздника, витавшее в воздухе, так и агрессивные проявления истовых патриотов, однако, ей хотелось избежать крайностей и категоричности, предоставляя зрителю право выбрать ту или иную позицию по отношению к изображенному.

Юлия Абзалтдинова

Фото: Юлия Абзалтдинова, из проекта «The Big Game», часть вторая, «Паспорт болельщика». Предоставлено автором

Третья, заключительная, часть — «Заповедник» — снималась в 2016 году. Фотографии по-прежнему статичны, но сделаны уже на цифровую камеру. Теперь в кадре вместо парадных декораций и живописных видов — безлюдные сооружения и дороги, а вместо спортивных болельщиков — местные обитатели. Меняется и цветовая палитра: триколор больше не появляется, зато в обилии — оттенки серого. Основным сюжетом здесь становится преобразованный человеком ландшафт — в частности, построенные к Олимпиаде жилые кварталы-призраки для выселенных жителей, пустующие и буквально заросшие травой. Здесь же — портреты местных, сделанные в бытовой обстановке, структурно закольцовывающие проект, — мы возвращаемся к состоянию размеренной жизни города — карта Большого Сочи перекроена, но поменялся ли уклад?

Юлия Абзалтдинова

Фото: Юлия Абзалтдинова, из проекта «The Big Game», часть третья, «Заповедник». Предоставлено автором

Хотя формально съемки завершены, грандиозные планы Юлии на этом не заканчиваются — весной стартует выставочный тур по городам России. Проект «The Big Game» будет показан на площадке Художественного музея в Сочи, в Ельцин-центре в Екатеринбурге, в Красноярском культурно-историческом музейном комплексе, в Воронежском ЦСИ и еще нескольких городах. Тур проходит при поддержке галереи «Триумф» и «Ельцин-центра». Помимо выставки также предусмотрена лекционная часть, в рамках которой автор расскажет не только о собственном творчестве, но и о других произведениях современной фотографии и искусства, связанных с Сочи и Олимпиадой-2014.

В качестве финального аккорда планируется издать одноименную фотокнигу, где три части проекта объединятся, составив несколько иной сюжет. Какой именно — автор пока не раскрывает, уточняя лишь одну деталь: на этот раз нейтральности уступит место повествование от первого лица.


© Bleek Magazine.  Текст — Ольга Дерюгина.

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны. Оставляйте комментарии — мы любим общение.