Почему портфолио-ревю — как свидание, отчего фотографы не хотят называть пароли и явки, и зачем все же стоит однажды явиться на ревю в классическом костюме, даже если в них там никто не ходит

Работать над этим материалом было нелегко. Фотографы не хотели называть фамилии или хотя бы регалии тех, с кем они встречались, и задавая вопросы, я чувствовала, что достаточно неприличным образом вторгаюсь на территорию приватного — как будто я назойливо расспрашиваю их о тайных сексуальных приключениях. Действительно, портфолио-ревю — своего рода визит к личному доктору; подробности беседы должны оставаться за пределами публичного знания. А еще портфолио-ревю — это как speed-dating, и насколько свидание прошло удачно — обсуждать не хочет никто. 

Но все же — попробуем.

В рунете уже имеется несколько отличных публикаций на тему портфолио-ревю, написанных искусствоведом с многолетним опытом работы международным ревьюером фотографии —  Ириной Чмыревой. Ирина рассказывает, что такое портфолио-ревю, когда они появились, какие ревю существуют в мире и в чем разница между ними, как реагировали на приезд заморских гостей-экспертов фотографы в советском и постсоветском пространстве. В то же время она анализирует ситуацию в большей степени с позиции куратора, в то время как в этом материале мне хотелось бы сфокусироваться на восприятии того же действа глазами фотографа (хотя мне удалось задать несколько вопросов и ревьюерам — тем самым “заморским” гостям. 🙂

Я побывала как автор на портфолио-ревю в рамках Триеннале в Гамбурге, в Касселе на ревю фотокнижных проектов в рамках Фестиваля Фотокниг, в Москве на огромном портфолио-ревю, организованном в 2011 году Фотофестом и Iris Foundation в Гараже, в Братиславе во время фестиваля “Месяц фотографии”, а также на ревю в Фотодепартаменте/Петербургских фотомастерских в рамках летних фотошкол и небольших персональных ревю.

Однако, чтобы не быть слишком субъективной, я посчитала нужным   сравнить собственный опыт с впечтлениями других российских фотографов, которые неоднократно посещали портфолио-ревю, а также — обсудить эту тему с кураторами.

На несколько вопросов для Bleek Magazine ответили фотографы Яна Романова, Ирина Попова, Никита Пирогов и кураторы Роберто Муффолетто (Ph.D., основатель журнала Vasa Journal of Images and Culture, Вена), Катаржина Маяк (Ph.D, куратор, директор фестиваля Warsaw Photo Days, Варшава), Стив Биссон (основатель сайта Urbanautica, преподаватель фотографии в Paris College of Art, Париж) и Андреас Мюллер-Поле (издатель журнала European Photography, Берлин).

портфолио-ревю

Портфолио-ревю в Касселе. Фото: Денис Давыдов, 2015. Предоставлено автором

Куда ехать? 

География ревю, снискавших внимание российских фотографов, широка — от Братиславы до Фотофеста в Хьюстоне.

Отправиться можно куда угодно, — куда позволяют средства. Есть деньги на поездку в Америку на Фотофест — отлично, есть лишь на вояж в Братиславу, где стоимость ревю сравнительно небольшая, — можно выбрать и такой вариант. Главное, двигаться хотя бы куда-то — это очень помогает, особенно когда ощущается некий “ступор” в собственном фотографическом развитии.

В большинстве своем успешные российские фотографы успели посетить не менее 10 различных ревю (чаще всего в ответах звучали Хьюстон, Арль, Братислава). У каждого из ревю есть своя направленность. Фотофест в Хьюстоне более универсален, Арль, Вена, Брага и Братислава — подойдут для арт-фотографов. Фестиваль фотожурналистики в Перпиньяне, который формально не предлагает портфолио-ревю, тоже оказывается в итоге смотром портфолио приехавших фотографов, но в камерной обстановке: сидя в кафе за бокалом вина, фоторедакторы листают “папки” и ищут интересные фотоистории для своих будущих номеров.

 

Что брать с собой? 

Фотографы рекомендуют подготовить портфолио в отпечатках (хорошие боксы для фотографий можно заказать в интернете, стоить они будут недешево, но для ревьюеров это один из показателей, насколько серьезно относится фотограф к своей работе, готов ли он инвестировать в самопрезентацию). Никита Пирогов советует также брать дополнительные фото развески на компьютере, чтобы можно было сразу продемонстрировать, как выглядит проект в выставочном пространстве. Ирина Попова рекомендует ориентироваться на тех, к кому идешь на ревю, — “иногда фоторедакторы, особенно журнальные, любят потасовать картинки на столе, их раздражает, если им приносишь сшитую книгу. Издателям, напротив, нравится рассматривать макеты книг. Люди, работающие с выставками, и галеристы, предпочитают настоящие отпечатки — в коробочке и с парой белых перчаток”. По мнению Ирины, мультимедиа показывать бессмысленно — “можно с тем же успехом отправить ссылку. Тем более, что просмотр выключает тебя из разговора”.

Яна Романова делится своим главным правилом: “быть собой и показывать то, что представляет твою практику. Я в основном занимаюсь книгами, и их форма очень важна для понимания моей работы, поэтому беру книги везде: и в Перпиньян, и в Арль. Однажды я привезла только отпечатки вместо книг и сильно пожалела об этом, — мне было неудобно показывать, они не отражали всей сути работы, и я чувствовала, как теряю собеседника в попытках объяснить ему, как это должно выглядеть”.

Так или иначе, джентльменский набор фотографа, отправляющегося на ревю, представляет собой визитки (желательно с запоминающейся фотографией из одного из ваших проектов, чтобы ревьюеру было легче вас идентифицировать), открытки (тоже с вашими снимками), диски или флешки (однако, по словам Ирины Поповой, диски потом вообще мало кто смотрит — легче отправить ссылку); фотокниги можно взять для показа, но не стоит раздавать их всем подряд.

портфолио-ревю

Портфолио-ревю в Касселе. Фото: Денис Давыдов, 2015. Предоставлено автором

К кому идти?

Имеет смысл проанализировать интересы ревьюеров (как правило, их биографии организаторы задолго до события публикуют на сайте). Посмотреть, кого эксперт «выставляет» (если это галерист), кого издает (если это издатель), сравнить этих фотографов с собой, — хорошо, если вы работаете в похожих направлениях (например, галериста, который предпочитает авторов, применяющих старые техники печати, вряд ли заинтересуют фотошопные коллажи).

Представить себе своего зрителя. Ревьюер тоже человек, и у него, конечно, существуют личные предпочтения — независимо от того, насколько хороши ваши серии. Есть «женские» и «мужские» проекты, как ни странно (даже если это не слишком политкорректно звучит). Есть серии, которые в большей степени понятны пожилым или молодым. Также нужно учитывать и культуру, к которой принадлежит ревьюер (например, мой проект с героями европейского кино оказался однажды непонятен человеку с Ближнего Востока, хотя, казалось бы, западная массовая культура интернациональна).

«Важно заранее знать, к кому идешь, — замечает Ирина Попова. — Бывает, человек от скуки начинает говорить тебе ерунду, типа «а почему ты не пробовал снимать ч/б? А почему ты не пробовал снимать животных?» и т.д. Когда я готовила книжку с найденными фотографиями («Неоконченная книга принцессы»), я записалась к десятку разных людей, и все говорили абсолютно разное. Например, «добавь текст, добавь онлайн скриншоты страниц, порисуй на фотографиях» и пр. Мне же был важен фидбек только одного человека — Эрика Кессельса. И именно он не смог появиться на ревю (болезнь или похмелье). После он пришел на вечеринку  в сильно помятом виде, и в результате мы договорились, что вместо ревю я зайду к нему в офис. Он стал в итоге соавтором отбора этой книги и автором предисловия. Он сказал: “Вообще ничего добавлять не нужно, просто грамотно отбери фотографии”. Книжка имела успех и была распродана в течение нескольких месяцев. Так что, наверное, мне сильно повезло».

 

Каков формат события?

Обычно портфолио-ревю строится по следующему образцу — эксперты сидят за столами, на которых стоят таблички с их именами. На индивидуальную встречу с фотографом отводится 15-20 минут, за это время нужно успеть кратко рассказать о себе и показать пару проектов (в каждом желательно, чтобы было не более 12-15 фотографий). В определенный момент раздается звонок, и встреча заканчивается, а фотограф переходит к следующему ревьюеру. В течение дня в среднем можно пообщаться с пятью-шестью экспертами.

Существуют и другие формы проведения ревю, — например, публичное портфолио-ревю в Дюссельдорфе (Германия). Несколько лет назад в нем приняла участие Ирина Попова: “Ты слушаешь выступления других и смотришь реакцию ревьюеров — это очень эффективный учебный процесс, и ревьюеры, мне кажется, комментируют здесь более разумно и эффективно, чем на личных встречах”. Победитель выбирается голосованием экспертов, что, по словам Ирины, “тоже интересный процесс — настоящий фидбек, насколько ты хорош”. Однако не всем придется по вкусу соревновательный аспект подобного ревю — “выиграл/не выиграл”, причем обсуждение твоих работ происходит в реальном времени и публично.

Ирина Попова не стала победительницей ревю, но через два года редактор престижного голландского фотожурнала FOAM, присутствовавшая на этом событии, пригласила ее опубликовать там свою серию.

В рамках “классического портфолио-ревю”, в его заключительной части, нередко проводится Portfolio-walk — интересная и необычная форма показа (впрочем, тем фотографам, кто участвовал в московском ревю 2011 года, она известна). Это открытый показ, фотографы раскладывают свои работы на столах (каждый получает примерно один квадратный метр), стоят за ними, как за прилавками, а все желающие (эксперты и просто гости мероприятия, так как оно открыто для широкой публики) прогуливаются среди столов, подходят, рассматривают отпечатки, листают книги, знакомятся с авторами. Здесь нужно быть готовым рассказать о своей работе, повторяя одно и то же много раз (что, признаться, довольно утомительно после целого дня ревю).

портфолио-ревю

Портфолио-ревю в Касселе. Фото: Денис Давыдов, 2015. Предоставлено автором

Зачем ехать? 

Важно определиться, для чего ты отправляешься на ревю. Многие начинающие едут, чтобы научиться лучше снимать, понять, как снимать, в какую сторону развиваться, — в таком случае куратор выполняет роль преподавателя (это особенно актуально для постсоветского пространства, где весьма ощутима нехватка современного фотографического образования). Более зрелые фотографы едут, чтобы налаживать профессиональные связи, продвигать собственные проекты, находить издателей; некоторые везут готовые дамми своих фотокниг.

 

Важно ли, как ты выглядишь?

Когда я изучала дизайн, нам говорили, что нужно, чтобы твой стиль в одежде (и даже  ее цвета!) совпадали и сочетались с тем проектом, который ты защищаешь. В этом случае ты сам как бы являешься частью проекта, и твоя презентация выглядит более гармонично и убедительно. Конечно, это не является обязательным требованием, но, тем не менее, если ты показываешь классическую черно-белую фотографию, наверное, не стоит являться в пестрой броской одежде — лучше придерживаться минимализма (возможно, с небольшим привкусом ретро).

“Раньше я думала, что это не важно. А сейчас понимаю — нужно быть таким, каким хочешь видеть себя в результате, — например, на открытии своей ретроспективы в галерее Тейт Модерн. 🙂 Я всегда надеваю красивые платья на мероприятия. И замечаю, что это работает: люди могут распознать меня в толпе”, — делится опытом Ирина Попова.

Яна Романова тоже считает, что для фотографа полезно иногда отличаться: “Люди, приходящие на ревю в костюме с галстуком, выглядят очень и очень подозрительно. Но так как таких — один на миллион, это может сыграть им на руку”.

По утверждению куратора Катаржины Майак, важна целая совокупность факторов — фотографии, текст, концепция проекта, презентация работ, самопрезентация фотографа (одежда, внешний вид, вербальная коммуникация).

Куратор Стив Биссон же справедливо замечает, что “традиционно портфолио-ревю представляет собой акт оценивания, которое должно произойти за очень короткое время. Часто мы ничего не знаем о человеке, о его пути или проектах”. В связи с этим Стив считает, что было бы благоразумно со стороны фотографа позаботиться о разработке некого синтеза, который быстро поможет ревьюеру контекстуализировать его проект.

портфолио-ревю

Портфолио-ревю в Касселе. Фото: Денис Давыдов, 2015. Предоставлено автором

20 — это много или мало?

Обычно разговор ревьюера и фотографа ограничен 20-ю минутами. Помню, когда я начала участвовать в ревю, мне казалось, что этого очень мало, — у меня не было в мыслях схемы готовой презентации, основной структуры текста, наша беседа складывалась примерно так — “куда вывезет нелегкая”. Сейчас в голове есть готовый текст, я вижу, как реагирует на проект человек, есть ли интерес, а если нет — кратко заканчиваю о текущем и перехожу к следующей серии. Теперь мне 20-ти минут для знакомства и разговора вполне хватает. Примерно так же обстоят дела и у Яны Романовой: “Вначале было очень сложно говорить коротко, но чем больше этим занимаешься, тем больше понимаешь, что 20-ти минут — достаточно. Я могу успеть за это время показать три проекта и подробнее поговорить с человеком о том, что его заинтересует больше остальных”.

“20 минут для меня — очень мало, — признается Ирина Попова. —  Если диалог складывается удачно, тогда кажется, что могла бы говорить несколько часов. И это отлично дисциплинирует. Опять же, первый кирпич в фундаменте дальнейших взаимоотношений — хорошо сразу «закинуть удочку», чтобы их продолжить”.

Редактор журнала Андреас Мюллер-Поле находит, что 20 минут — оптимальное время в большинстве случаев, однако добавляет, что “чем более сложные и умные работы у фотографа, тем больше хотелось бы иметь времени”.

Стив Биссон признается, что, как правило, просит организаторов по возможности предоставить ему минимум 25-30 минут общения с каждым фотографом.

Катаржина Майак замечает, что самая сложная часть ее работы — за 20 минут успеть глубоко погрузиться в проект, вникнуть, но не проецировать на него свое собственное видение, “найти баланс и установить здоровый и конструктивный диалог”.

А вот для куратора Роберто Муффолетто 20 минут иногда даже оказываются… слишком большим промежутком времени.

 

Сколько связей завязывается на ревю?

У меня сложилось не очень много — после всех посещенных мною ревю я более или менее поддерживаю контакт, возможно, с 5% ревьюеров. С одним — сделали публикацию, с другим — вели переговоры о выпуске книги, для какого-то фотожурнала я стала писать как автор. Ирина Попова говорит, что завязываются связи менее, чем с 1% ревьюеров, но “этот 1% стоит всего остального”. Никита Пирогов рассказывает, что взаимоотношения с экспертами после ревю часто переходят в дружеские, и “спустя время люди уже знают, что ты делаешь, и при случае зовут в свои проекты”.

По словам Яны Романовой, портфолио-ревю — “лотерея, ты никогда не знаешь, кто тебе потом напишет или позвонит”.  Фотограф признается, что вначале сильно переживала из-за того, что процент контактов очень небольшой, но, “когда знакомства с таких ревю всплывали через год или даже два с предложением сделать большую и серьезную выставку в каком-нибудь музее, поняла, что вообще можно об этом не думать, — главное, хорошо сделать свое «дело» на месте, разослать всем благодарности после, а дальше уже от тебя ничего не зависит”.

Роберто Муффолетто подтверждает статистику фотографов, — он поддерживает связи после ревю лишь с 1-3% авторов.

Андреас Мюллер-Поле не называет примерных процентов, но замечает, что работы 24-х фотографов, с которыми он познакомился на ревю в 2016 году, он опубликовал в своем недавнем юбилейном номере #100 “Talking Photography — 100 Pictures that Tell a Story” (в журнале опубликованы работы и Никиты Пирогова).

портфолио-ревю

Портфолио-ревю в Касселе. Фото: Денис Давыдов, 2015. Предоставлено автором

Были ли моменты, когда разговор не клеился?

Однажды у меня состоялась встреча с одной известной галеристкой, которая сначала задержалась минут на 10, разговаривая с моим предшественником и полностью игнорируя мое присутствие с папкой подмышкой у ее стола, а затем с откровенной неприязнью на лице слушала о моем проекте. Время тянулось невыносимо долго. В конце она ничего не сказала, даже краткое “спасибо”, просто уткнулась в свой телефон.

Яна Романова вспоминает: пару раз заканчивала разговор сама и уходила раньше истечения 20-ти минут. Это случалось, если ревьюер разговаривал по телефону, или ел во время «сеанса», или ему “очевидно было не о чем говорить”.

Куратор Катаржина Майак соглашается, что и у нее происходило подобное — когда нечего было сказать фотографу. “Но это не по вине фотографов, — отмечает Катаржина. — Ревю — как свидание, вы встречаетесь, и между тобой, фотографом и его работами происходит некая “химия” — или не происходит… Без обид!” “Один из самых сложных моментов моей деятельности — говорить, что показанный проект — несмотря на то, что кто-то вложил в него много энергии, усилий и души, — находится за пределами моих интересов в фотографии”, — признается куратор.

Немного по-другому смотрит на эту ситуацию Стив Биссон. “Со мной случалось такое — когда мне нечего было сказать автору, — рассказывает он. — Бывает, что ты встречаешь кого-то, кто не обладает достаточной интеллигентностью, чтобы понять: прежде всего мы должны научиться уважать самих себя и свои работы. В этом нет никакого смысла – как если бы, например, прийти и сидеть на экзамене, не подготовившись”.

 

Как часто ездить? 

Нередко я встречаю людей, которые приезжают на портфолио-ревю один раз в жизни (случайно занесло?) и потом — больше никогда. Иные даже фотографией перестают заниматься вообще (отругали). Ездить надо с периодичностью раз в два-три года — можно на несколько основных ревю в течение года. За два-три года обычно успевает появиться еще один зрелый проект и, возможно, один-два проекта in progress. Хорошо показывать и то, и другое. Когда нужно снова ехать — понять можно, только доверяя собственной интуиции.

“Сейчас мне кажется, что все, кто должен знать о моей работе, уже узнали о ней из разных источников”, — признается Ирина Попова. — “Я пойду на портфолио-ревю только в начале какого-то следующего большого раунда”. И это действительно верно — каждая серия портфолио-ревю отмечает какой-то этап в твоем развитии в фотографии. Сделал пару новых проектов — съездил за год на несколько ревю — вернулся домой — обдумал — “отпустил” сделанное. Пусть отлежится в течение нескольких месяцев или даже года. Если несколько месяцев после этого не снимаешь — ничего страшного. Идет процесс переработки полученной информации. Тут главное — не бросить фотографию вообще.

“Мое самое первое ревю было с одним известным российским фотографом, который сказал, что в целом картинки ничего, но это совершенно неинтересно и никому не нужно, — рассказывает Яна Романова.  — Почему-то тогда, много лет назад, его слова вызвали у меня чуть ли не депрессию и, действительно, нежелание снимать в продолжение нескольких месяцев. До тех пор, пока я не спросила себя, почему меня это волнует — что какому-то человеку мои картинки неинтересны и не нужны? И я снова стала фотографировать, осознав, что нет ни одной причины, по которой чье-то мнение должно влиять на то, что делаю я”.

“На данный момент я не ездила на ревю уже года два, — добавляет Яна, — и вот по каким причинам. Во-первых, за несколько ревю можно узнать почти всех, и уже трудно найти такой фестиваль, в котором был бы шанс встретить кого-то из экспертов, кого ты не знаешь. Во-вторых, сейчас мне кажется несправедливой ситуация, когда фотографам приходится платить большие деньги за участие (как в Хьюстоне, например). Ведь  ревьюеры на такие события тоже приезжают делать свою работу: искать авторов для публикаций и выставок, — то есть здесь есть обоюдная выгода, — однако платит за нее только одна сторона. Конечно, если у вас качественная и готовая серия, поездка в Хьюстон многократно окупится выставками и продажами отпечатков. Тем не менее, подобная система, на мой взгляд, устарела. Многие организаторы фестивалей по всему миру уже задумываются об этом, и, надеюсь, в грядущем году ситуация изменится, и появятся новые форматы”.

портфолио-ревю

Портфолио-ревю в Касселе. Фото: Денис Давыдов, 2015. Предоставлено автором

Какие ревю грядут в 2017 году??

Февраль. Portfolio-Review в Дюссельдорфе (прием заявок уже закрыт, публичное портфолио-ревю пройдет во время Fotoweekend в Дюссельдорфе 4-5 февраля 2017 года. Из российских художников участвует Марго Овчаренко). Ревю бесплатное, но подача платная (количество участников ограничено, они отбираются комиссией). Ревю проходит ежегодно.

Апрель. New York Portfolio Review. Открыт прием заявок. Дедлайн — 12 февраля. Портфолио-ревю бесплатное. Ревю пройдет 29-30 апреля в Нью-Йорке. (Из российских авторов участвовала Яна Романова).

Июнь. Vienna Photo Book Review. 30 (отобранных) фотографов представят свои неопубликованные фотокниги пятнадцати международным экспертам. Подача заявки бесплатно, 6 сессий с ревьюерами стоит 144 евро. Среди участников портфолио-ревю будет выбран один победитель, чья фотокнига будет опубликована Anzenberger Edition. (Одним из победителей прошлых лет стала российский фотограф Ольга Матвеева). Ревю пройдет 11-12 июня в Вене.

Июль. Photo Folio Review в Арле, Франция. Ревю проходит в рамках известнейшего европейского фестиваля арт-фотографии “Встречи в Арле”. Стоимость от 195 евро за 5 сессий с ревьюерами до 540 евро за 20 сессий. (Участвовали фотографы Яна Романова, Никита Пирогов, Ирина Попова и другие). Ревью пройдет 3-8 июля в Арле. Регистрация на ревю откроется 17 мая.

Также имеет смысл отслеживать грядущие портфолио-ревю на сайте австрийского куратора Моритца Ноймюллера (там можно найти еще и немало полезных дедлайнов для подачи заявок в арт-резиденции и на фестивали, на стажировки в области теории и практики фотографии и современного искусства).

 

© Bleek Magazine. Текст: Наталья Резник.

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны. Оставляйте комментарии — мы любим общение.

Send this to a friend