Ловко продуманная импровизация на тему потерянного карнавального духа, насыщенная образами почти раблезианского характера

Из всех видов искусств именно фотография как средство моментального запечатления действительности вынуждена быть самым гибким и чутким к веяниям времени. При этом она всегда оказывается на стыке различных восприятий, в зоне конфликта: то ей приписывают качества документа, то средства выражения субъективного взгляда на мир, то ее лишают специфических свойств, то видят в ней средство отражения социального статуса. Пожалуй, наиболее остро подобные противоречия и сомнения высказываются в профессиональных кругах. В фотографических школах разворачивается классический конфликт поколений.

В основе обучения московской Школы имени Родченко лежит разделение на мастерские — проектная фотография (Владислав Ефимов), непосредственная фотография (Игорь Мухин), документальная фотография (Валерий Нистратов). Хотя у каждого из мастеров существует собственная рецептура приготовления успешных проектов, нередко ученики сопротивляются, перебегают из одной мастерской в другую, едва встречая непонимание своих творческих экспериментов со стороны преподавателей, что, впрочем, является вполне естественным явлением для любого творческого вуза. С одной стороны, любая школа создает определенный канон, с другой — разумеется, интереснее всего наблюдать за теми, кто устанавливаемый канон преодолевает.

Никита Шохов

Фото: Никита Шохов, из серии «Scan». Предоставлено автором

Изначально обучение в Школе Родченко было посвящено преимущественно фотографии. Спустя десять лет акценты изменились: сейчас фотография воспринимается как неотъемлемая часть поля современного искусства. Это стало возможным отчасти и благодаря самим выпускникам, провоцировавшим дискуссии на тему границ медиума, а также столкновения этического и эстетического.

Одним из таких «провокаторов», окончивших школу имени Родченко, является Никита Шохов — выпускник мастерской Игоря Мухина. В связи с его дипломным проектом “Рублевка” возникло обсуждение: имеет ли право автор производить манипуляции со снимком, хотя в этом конкретном случае ретушь носила исключительно эстетически-косметический характер и никак не влияла на сюжет. В 2013-м году Игорь Мухин, будучи научным руководителем Никиты, поднял вопрос об использовании Фотошопа. Состоялся круглый стол, в ходе которого эксперты высказывались на тему фотографии как документа. Извечный спор о фотографической правде, впрочем, так и не был разрешён.

От едва заметного вмешательства в композицию кадра Никита почти сразу перешел к куда более радикальным формальным экспериментам. В том же 2013 он начал снимать серию “Scan”. Последние снимки были сделаны летом 2016.

Никита Шохов

Фото: Никита Шохов, из серии «Scan». Предоставлено автором

Технический фокус заключается в следующем: камера (toyo 4×5) стоит на штативе, в кадре движется толпа; в фотоаппарат вставляется сканер “betterlight” вместо пленки. Принцип тот же, что и у обычного планшетного сканера. Вот только объект не статичный, за счет чего возникает специфический эффект пластической деформации. Датчик сканирует по пикселю в данной точке пространства в течении 40 секунд.

Эта серия возникла вслед за съемками в Утрише и ночных клубах столицы. “Утриш”  — это постановочные кадры, интерпретация мифологических сюжетов о пространстве первозданной свободы, времени до появления капитализма и национальных государств. Серия “Moscow Nightlife” — про парадоксальную попытку обретения того же самого места и ощущения освобождения — вот только уже посредством погружения в самую сердцевину машины наслаждения и потребления. Никита рассказывает, что все три серии явились для него своего рода исследованием, поиском ответа на вопрос, что осталось от карнавала сегодня — в том понимании, которое было предложено философом Михаилом Бахтиным. В его теории за основу взято явление средневекового карнавала — действо, в ходе которого привычные социальные маски срываются, верх и низ меняются местами, а непристойное оказывается допустимым.

По мнению Никиты, сущность карнавала сохраняется разве что в закрытых сообществах: коммунах хиппи, на сходках нудистов. В сегодняшних же массовых событиях, напротив, не осталось места спонтанности; любое движение запланировано и срежиссировано, социальные роли не то что не прекращают действовать, но будто бы даже становятся ещё более концентрированными.

Никита Шохов

Фото: Никита Шохов, из серии «Scan». Предоставлено автором

Впрочем, тут возникает вопрос — насколько фотография в принципе способна передать это ощущение освобождения и ниспровержения существующего порядка? Ведь кадр — всегда компромисс между случайностью момента и соглашением между автором и моделью. А если говорить о жанре портрета, не содержится ли уже в самом факте позирования на камеру элемент карнавального — обнаружение в себе иного, разыгрывание некой роли?

В серии “Scan” привлекает то, что фотография оказывается как документацией, прямым способом регистрации движения толпы, так и ёмкой визуальной метафорой феномена массового собрания. Демонстрируется смещение взгляда: ты неотделим от массы, индивидуальное оказывается смазано и искажено. Чувство времени и пространства также подвергается трансформации. Совместность превращается в неразличимость. Техническая мощь — машины, танки — кажется картонной декорацией. Простые аналогии, возникающие при первом взгляде на снимки из серии Scan — кривое зеркало, игрушечность — точно совпадают с присущим массовым мероприятиям плакатному языку и ярмарочным образам. Фотография приобретает оттенок карикатуры.

Репортажная съемка сочетается с использованием технического приема, который делает более очевидной, «выпуклой» авторскую субъективность. Работа на стыке жанров и демонстративная субъективность взгляда в противовес традиционному противопоставлению документального и постановочного соответствует духу современной фотографии — фотографии в эпоху “постправды”, когда “объективные факты менее важны для формирования общественного мнения, чем обращение к эмоциям и личным убеждениям“.

Никита Шохов

Фото: Никита Шохов, из серии «Scan». Предоставлено автором

Никита Шохов — выпускник Школы имени Родченко, призер World Press Photo (2014). Участник выставок в GRAD gallery in London, 5-й Photoquai Биеннале в Париже, Manifesta 10 в Санкт-Петербурге, 6-й Московской Биеннале Современного Искусства. Работы Шохова публиковались в таких изданиях как The Guardian, Le Monde, Interview, Harper’s Bazaar Art, ELLE. В 2016 году Никита участвовал в программе резиденции известного театрального режиссера и художника Роберта Уилсона в Уотермилл Сентер в Нью-Йорке.

© Bleek Magazine.  Текст — Ольга Дерюгина.

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны. Оставляйте комментарии — мы любим общение.