В период пошатнувшегося мира меняются и функции фотографии. Проект – как провокация эмпатии. Фотограф, рассказывающий историю. Выставка, которая ищет зрителя, а находит соучастника

Геннадий Чернега

Форма презентации проекта «Бродячий пес» — коробка с собачьим поводком и пачка фотографий. Фото: Геннадий Чернега. Предоставлено автором

Каждое произведение искусства оказывает на зрителей влияние двумя способами: своим содержанием и тем, каким именно образом оно контактирует с ними. Характер демонстрации определяется мировоззрением текущей эпохи. Послевоенное стремление к реформам и освобождению от социального, культурного или политического контекстов, которые ассоциировались с галерейными и музейными пространствами, постепенно начинает выводить искусство «на улицы». Выставки теперь находят себе место в самых разных публичных пространствах, часто изначально не предусматривающих функцию презентации искусства: кафе и гаражах, подвалах и подъездах.

Освободившись от стен, золочёных рам и любых других установленных плоскостей, произведения свободно дышат и жаждут критической переоценки. Экспозиция становится вещью в себе и больше не ориентируется на вербальные средства презентации. Во времена визуальности и сверхскоростей, она часто сталкивается с отсутствием эмпатии и обратной связи. Словно крик о помощи, сегодняшние выставки тяготеют к динамике и диалогу. Большинство из них заведомо оставляют брешь в самих себе, позволяя зрителям проявить свою натуру – порой, даже не замечая этого, из созерцателей мы превращаемся в соучастников и прочно попадаем на крючок этой шибкой, но действующей уловки.

Геннадий Чернега

Фото: Геннадий Чернега, из проекта «Бродячий пес». Предоставлено автором

Серия киевского фотографа Геннадия Чернеги «Stray Dog» (Бродячий пёс) – пример проекта в форме «delivery club», круглосуточной персональной доставки экспозиции на дом. Коробка с собачьим поводком, пачка фотографий и личная история автора готовы приехать к любому, кто захочет это увидеть. Задумав материал о столь забавной подаче, я поняла, что ничего не остается, как стать 59 зрителем портативной выставки.

Зачем снимать проект, который почти никто не увидит? Что вообще можно ожидать, когда о содержании проекта не сказано ни слова? Вот первые вопросы, логично возникающие при мысли об экспозиции, путешествующей в коробке. В случае с «Бродячим псом», рассказывает Геннадий, импульсом к съемке стало состояние аффекта от хаоса, который лавиной двинулся на автора, обнажив хрупкость человеческой жизни в условиях военных действий. В поисках репрезентации этого сильного переживания он начал протокольно фиксировать действительность на улицах города, словно последний проживаемый им день. Словно увиденное бродячей собакой.

Геннадий Чернега

Фото: Геннадий Чернега, из проекта «Бродячий пес». Предоставлено автором

Само содержание фотографий к тематике войны не имеет никакого отношения. Их можно было бы описать как моменты повседневной жизни на улицах города: люди, предметы, ситуации, при желании обретающие метафизический смысл. Обыкновенные моменты повседневности под куполом нарастающего напряжения стали восприниматься Геннадием под иным углом – более глубоко и драматично. От этого, словно части большой мозаики, они собрались в единый организм – филигранную завершённую реальность из моментов, которые автору хотелось запечатлеть. Фотограф – не солдат, а наблюдатель обрушившихся на город массовых столкновений, которым, казалось бы, место в истории, а не в сегодняшнем прогрессивном времени.

Знакомство с проектом зимним днем в одном из киевских кафе сопровождалось рассказом фотографа о возникновении каждого снимка. В «прогулке» по выставке с доставкой Геннадий ответственен, трогателен и осторожен: пачка снимков на столе передо мной подчинена определённой последовательности – драматургии, которую от встречи к встрече он восстанавливает вновь. Напоследок фотограф снимает и меня: не то на память, не то для продолжения серии, ведь в ее узор оказываются тесно вплетенными истории всех остановок «Бродячего пса». Так, сама суть выставки прочно держится на истинном концепте – форме экспозиции, которая представляет возможность услышать микрокосм каждого кадра лично.

Геннадий Чернега

Фото: Геннадий Чернега, из проекта «Бродячий пес». Предоставлено автором

«У меня нет какой-то конкретной цели. Мне нравится сам путь. Каждая новая встреча – повод выйти из дома и идти в новом направлении. В дороге могут возникнуть новые кадры. Серия «Бродячий пес» — личная, поэтому лучше я расскажу ее в поле, в метро, на трамвайной остановке, на кухне, в парке, но человеку, которому это действительно будет интересно. Фотография в современном мире может быть какой угодно — заполняющей пространство зала, играющей с ним или ломающей его. В моем случае, она просто его игнорирует,» ­– рассказывает Геннадий.

В сегодняшних реалиях момент зрительного соприкосновения с экспонатом всё чаще рискует ограничиться беглым взглядом и быстрой «загрузкой» внутрь очередной партии искусства. Подход Геннадия Чернеги к организации контакта зрителей с фотографией кардинально иной. Более важным автору представляется достижение «вчувствования». По мере знакомства не только с фотографиями, но и с историями их возникновения появляется эмпатия, помогающая максимально понять эмоциональное состояние автора и причину выбора тех или иных моментов жизни для запечатления на плёнке.

Выставка разворачивается по сценарию каждого конкретного зрителя, общение тет-а-тет делает её частью жизни, фотограф пускает в пространство личного опыта, превращая его из персонального в обоюдный.

Геннадий Чернега

Фото: Геннадий Чернега, из проекта «Бродячий пес». Предоставлено автором

Геннадий Чернега – украинский фотограф, победитель Kiev Portfolio Review, член независимого сообщества Украинская Фотографическая Альтернатива (УФА). Неоднократный участник выставок на территории Украины и за рубежом.

Посмотреть больше фотографий из проекта «Бродячий пес» можно на сайте автора.

© Bleek Magazine. Текст: Лилит Лыса.

Мы не просим нас хвалить или рекламировать. Но если вам понравился этот материал, нажмите кнопку «Like» или поделитесь им с друзьями. И тогда мы будем точно знать, какие публикации вам интересны. Оставляйте комментарии — мы любим общение.

Send this to a friend