Пейзаж как утопия. Эссе Ясмин Канвин, директора Fermynwoods Contemporary Art, о творчестве английского фотографа Тима Симмонса.

По мнению фотографа Тима Симмонса, мы все больше и больше погружаемся в глобальные медиа-сети, виртуальный мир и кибер-реальность. Он убежден, что такой уровень нашей погруженности в свои “вторые жизни” в виртуальном пространстве отвлекает нас от проблем реального мира и культивирует апатию по отношению к окружающей среде. В своих работах Симмонс предлагает нам пространства для размышлений о нашем месте в природе и призывает нас поискать пути возможного воссоединения с ней.

Последствия разобщенности с окружающей нас природой хорошо изучены. В 2007-м году общественная организация «Природа Англии»и Королевское общество Защиты Птиц обнародовали отчет об исследовании взаимосвязей между окружающей средой, разнообразием форм жизни и психическим здоровьем. Отчет описывает изменения взаимоотношений человека с окружающим его природным миром через опыт четырех поколений одной из семей, проживающей в Шеффилде. В 1926, когда Джорджу Томасу было 8 лет, он проходил путь в 6 миль до своего любимого места рыбалки, а в 2007-м его 8-милетнему внуку разрешается прогуляться не далее, чем до конца улицы. Из отчета явно следует, что разобщение с природой негативно влияет на психическое здоровье детей и молодежи, что в случае отсутствия должного развития взаимоотношений с окружающей средой человек будет неспособен полноценно справляться со стрессом, и что для людей, лишенных контактов с природой, увеличивается риск депрессии и высокого уровня тревожности.

Наряду с этим, современные научные данные показывают, что городская среда негативно влияет на наши умственные способности. Последнее исследование, соавтором которого стал Марк Берман, оценило степень когнитивного расстройства, вызываемого короткой прогулкой по городу. Мозг вынужден одновременно реагировать на многочисленные раздражители, усваивая информацию, получаемую от органов чувств, и выискивая потенциальные угрозы. Как противоположность этому, природная среда требует от мозга реакции на меньшее количество внешних раздражителей, не вызывает отрицательной эмоциональной реакции и позволяет мозгу расслабиться. В одном из исследований, проводимых Берманом, сравнивались результаты психологических тестов двух групп студентов. Первая группа проходила тест после прогулки по дендрарию, в то время как студенты второй прошлись по оживленным улицам Мичигана. Представители последней набрали гораздо меньше баллов в тесте на внимательность и память, пребывая, при этом, в более удрученном состоянии. Также интересен тот факт, что одно лишь разглядывание изображений природы привело к заметным улучшениям. Берман объяснил это тем, что когда мы видим изображение какого-либо места, “мы автоматически представляем себе, каково это, находиться там”.

Тим Симмонс предлагает к просмотру пейзажи из отдаленных уголков мира, а также из мест, расположенных неподалеку от его дома. Все они сняты в высоком разрешении на камеры большого формата. Перед съемкой Симмонс проводит много времени “исследуя скрытые возможности каждой из местностей”. Некоторые из них представляют из себя традиционный для пейзажа набор объектов: водоемы, каменоломни, сугробы с многочисленными, но малозаметными отличиями, в то время как другие — широкий спектр впечатляющих ракурсов. Автор исследует местность до тех пор, пока она не станет ему знакома, чтобы впоследствии выявить что-то непривычное с целью “изменить наше восприятие пейзажа». Зачастую то или иное место требует нескольких посещений при различном освещении или в другое время года. И так  до тех пор, пока не наступит момент, когда, по мнению автора, все выглядит «правильно». Каждый снимок Симмонса демонстрирует глубочайший уровень изученности изображаемой местности и высокую степень контакта фотографа с ней.

Основная цель автора – это «передать очертания и фактуру каждого отдельного пейзажа таким образом, чтобы…  вызывать у зрителя глубокое ощущение вовлеченности», которое достигается посредством концептуально и технически отточенного визуального языка. Определенные условия освещения тщательно контролируются с помощью приемов, используемых в студии при съемке натюрмортов. Такие приемы улучшают цветовую передачу и увеличивают глубину каждой сцены, выявляя, при этом, то, что обычно невидимо для глаза. На фотографиях Симмонса объекты не отбрасывают тени, и даже нет намека на солнечный свет, что, в свою очередь, порождает ощущение зловещей тишины и драматизма. Его снимки не фиксируют момент. Каждая отдельная фотография – это отрезок времени, сжимаемый камерой, пока открыт затвор.

С помощью тщательного кадрирования, выверенного композиционного решения, а также отсутствия в кадре объектов, которые могли бы передать масштаб, Симмонс обращает наше внимание на иные, не столь привычные глазу особенности ландшафта: скульптурность и многообразие его фактур. Он подсвечивает волнистые формы, угловатые грани камней, гладкие поверхности снежных заносов, движущуюся или стоячую воду, подчеркивая естественный цветовой рисунок, свойственный рельефу. Зачастую неясно, является ли изображаемое огромной пещерой, в которую мы могли бы войти, или небольшой расщелиной, в которую способны лишь заглянуть. Мы предоставлены лишь своему личному «пространству для размышлений.»

Несмотря на то, что на фотографиях нет людей, отдельные признаки человеческого пребывания видны повсюду: следы шин на снегу, спиленные стволы деревьев, проволочные заборы, тропинки между деревьями – все это указывает на вмешательство человека в ландшафт. В названиях работ часто фигурируют места, которые знакомы нам по сводкам новостей. Но все же Симмонс призывает зрителя к более тщательному изучению влияния человека на окружающую среду и его взаимоотношений с ней, подчеркивая тем самым, как новости и медиа репортажи меняют и формируют наше мировоззрение.

Симмонс также демонстрирует свои работы посредством «временного вмешательства» в сельскую и городскую местность. В одном из таких мест, Фермин Вудс, для того, чтобы дойти до инсталляции, требуется пройти около мили через рокингемский лес. Во время сумерек мы замечаем большой белый киноэкран, растянутый между деревьями, слышим потрескивание костра и приглушенные голоса. Когда включается проектор, голоса затихают, и изображения, одно за другим, предстают перед нашим взором. Каждый новый снимок вызывает свой отклик и толкование. При повторных показах мы стремимся рассмотреть каждую деталь, чтобы полностью понять сцену перед нами. С наступлением темноты уханье сов и звуки охотящихся в мелколесье животных начинают напоминать нам о том, что эти фотографии сняты ночью. Пейзаж на экране словно выступает из тьмы. Окружающий нас лес – это одновременно и контекст, и фоторамка, в прямом и переносном смысле слова. Верхушки деревьев, видимые поверх экрана, и их движение на ветру противопоставляются безмолвию на фотографиях. Нам предлагается поразмышлять о нашем влиянии на окружающую среду и о ее хрупкости.

Тим Симмонс

Инсталляция в Фермин Вудс.

Исследование «взаимоотношений между человеком и миром природы» является ключевым для работ Симмонса и становится для него все более и более значимым. В наше время в городах живет значительно больше людей, чем в сельской местности, и необходимо найти такие возможности для их проживания и работы, которые были бы способны обеспечить им какой-либо контакт с природой. Зачастую бессознательная связь между зрителями, фотографиями Симмонса и окружающей средой может формировать чувство общности, при которой открытые пространства становятся все более значимыми и востребованными для человека. Это, в свою очередь, вызывает чувство глубокой связи, вовлеченности и ответственности за наше природное наследие, которое становится все более и более важным.

Gairloch Path #2 2005 Burr Trail #4 2010 Burr Trail #5 2010 Boulder Mountain #1 2010 Capitol Reef #2 2010 Continental Divide #1 2009 Hell's Backbone #3 2010 Intervention Rockpool #1 2007 Yellowstone #1 2010 Swanton Novers #9 2012 Olympic Peninsula #3 2010 Myvatn Volcanic Rock #2 2009 Intervention Snow #1 2007 Intervention Snow #2 2007 Intervention Rockpool #5 2008

© Bleek Magazine. Изображения: Тим Симмонс. Текст: Ясмин Канвин.

Персональный сайт Тима Симмонса: www.timsimmons.co.uk

 

Send this to a friend