Феодора Каплан о серии молодого австрийского фотографа Пола Шнеггенбургера «Сон возлюбленных» и том, кто за ней скрывается
Австрийский фотограф Пол Шнеггенбургер (Paul Schneggenburger) известен серией фотографий, работа над которой продолжается по сей день. Еще в 2010 году в качестве дипломного проекта в венском Университете Прикладных Искусств он начал снимать свой «Сон возлюбленных» («The sleep of the beloved»).
Одержимость вопросом о происходящем во сне и попытками контроля над ним отсылает к творческим экспериментам сюрреалистов, а прием, используемый Шнеггенбургером – продолжение уже устоявшейся традиции перформансов бездействия, начало которой положил не кто иной, как легендарный Энди Уорхол. В 1963 году он заснял на видео, длящееся без малого пять с половиной часов, спящего поэта Джона Джиорно. Уорхоловский «Сон» – средоточие опыта чистого недеяния, повседневной практики сна. Противоположным образом у Шнеггенбургера эта чистая длительность схлопнута в один момент, в котором неожиданно запечатлено именно действие, а точнее – динамическое взаимодействие двух людей, которое, по задумке автора, призвано продемонстрировать их бессознательные влечения и эмоции.
Любопытно, что с этого же жеста – приглашения поспать в собственной постели, началась еще одна карьера. В 1979 году с проектом «Спящие» дебютировала Софи Каль. Вуайеристская тактика взаимодействия с незнакомцами вместе с вытекающей из нее многомерной темой отношения к Другому стали определяющими во всем творчестве Каль. Но если знаменитая француженка сама занимает позицию наблюдателя, скрупулезно, час за часом фотографируя спящих незнакомцев и делая текстовые заметки, то молодой австриец доверяет это непредвзятому глазу камеры, взирающей с потолка, включающейся и выключающейся автоматически. Фотографу здесь отводится роль оформителя сцены и отсутствующего режиссера.
Сам фотограф называет то, чему он посредством камеры стал свидетелем – танцем, в котором реализуется целый спектр нюансов межличностных отношений. Визуально же замысловатые сплетения призрачных тел на снимках Шнеггенбургера намекают на воссоединение разлученных частей платоновского андрогина, и в этом контексте серия звучит еще одним аккордом в вечной песне о любви.
На сегодняшний день художник запечатлел более 80-ти пар и по-прежнему готов к появлению в проекте новых героев.
© Bleek Magazine. Текст: Феодора Каплан. Изображения: Пол Шнеггенбургер.
Персональный сайт фотографа: www.schneggenburger.at